Иванов день в ЛНР: традиции и поверья

Первое ноября по христианскому календарю — Иванов день. Для наших предков он был связан не только с именем праведника Иоанна Рыльского, но и с проводами осени, встречей первых зимних холодов.

«В ноябре зима с осенью борются», — говорили в старину.

О традициях празднования Иванова дня корреспонденту ЛИЦ рассказала заведующая отделом информационно-аналитического обеспечения и редакционно-издательской деятельности Луганского центра народного творчества (ЛЦНТ) — методиста по нематериальной культуре Викторию Дробак.

ПОЧЕМУ ДЕНЬ ИВАНОВ?

Она пояснила, что Ивановым этот день зовется потому, что более чем тысячу лет назад в православном календаре появился праздник — Перенесение святых мощей Иоанна Рыльского.

«Иоанн Рыльский жил в девятом веке в Болгарии. Он посвятил свою жизнь помощи людям в их хворях и бедах. И был известен как чудотворец, исцеливший многих людей. После смерти его канонизировали, а через 30 лет он явился игумену болгарского монастыря и попросил, чтобы его мощи перенесли в одну из обителей города Софии в Болгарии», — рассказала она.

Прозвище «Рыльский» праведник получил потому, что во второй половине своей жизни переселился в горную пещеру, которая находилась неподалеку от реки Рильска. Сейчас на ее месте стоит монастырь в честь святого.

КОНИ, КУРИЦА И ДОМОВОЙ

Дробак рассказала, что в народе этот праздник имел и другое название — Конюхов день.

«Считается, что именно в этот день просыпается домовой, или конюший Барабашка. Он пугает лошадей, путает им гривы, портит сбрую. Поэтому все конюхи отдыхали: собирались в компании, рассказывали различные байки и страшные истории», — разъяснила методист.

Для наших предков Иванов день был полон мистики. Например, нельзя было оставлять открытыми двери в дом — чтобы не впустить «зимовать» нечистую силу, и оборачиваться на чьи-то шаги — чтобы не столкнуться нос к носу со злым духом.

«А еще в этот день прикармливали сорок. Считалось, что сороки своим шумом могут разбудить или рассердить домового, поэтому их обязательно надо было чем-нибудь угостить», — добавила специалист ЛЦНТ.

Хозяйки убирали в доме и во дворе, сжигали старые листья, но старались перенести стирку на другой день: сушить белье на улице — к болезням. Также нельзя было обойти подаянием бедняка — сам обнищаешь.

«И ни в коем случае в Иванов день нельзя ссориться и выяснять отношения. Иначе мелкая ссора превратится в затяжную вражду», — подчеркнула Дробак.

ВКУСНАЯ ЕДА И ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Она отметила, что ни один из народных праздников на Руси не проходил без вкусной еды.

В Иванов день устраивали обильные застолья, чтобы отблагодарить уходящую осень за урожай и задобрить наступающую суровую зиму.

«Главными на праздничном столе были блюда из курицы: куриный суп с лапшой или картошка с курицей, а также лепешки и, конечно, знаменитые русские пироги — курники», — сказала методист.

По ее словам, в конце дня молодежь обязательно устраивала вечорки для того, чтобы познакомиться, погадать, а в будущем создать семейные пары.

«Еще есть и такая традиция: чтобы задобрить зиму и хорошо проводить осень, хозяйка устилала вход в дом опавшей листвой, а сверху покрывала домотканым ковром», –добавила заведующая.

Один из таких ковров хранится в Народном клубе мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Левша» вместе с прялками, вышитыми рушниками и рубахами, лоскутными покрывалами.

Многим экспонатам, сделанным руками народных мастеров Луганщины, более 100 лет.

«Все это — наши традиции и наша с вами культура. Мы бережно храним то, что передали нам предки, и очень важно, чтобы нынешняя молодежь знала и понимала, чем жили наши предки, что их радовало и волновало», — добавила Дробак.