Пока обсуждают обмен пленными, а скорее даже не его, а очередные проблемы на информационном фронте, я хочу поговорить немного о другом, но оно также имеет отношение к медиа
Пока обсуждают обмен пленными, а скорее даже не его, а очередные проблемы на информационном фронте, я хочу поговорить немного о другом, но оно также имеет отношение к медиа. Об искусстве.
"Президент РФ Владимир Путин позитивно оценил идею поддерживать спецоперацию на Украине в искусстве".
Считаю, это крайне важной новостью, на которую мало кто обратил внимание, так как сосредоточены на обмене пленными, а ведь это ключевое в том числе в информационной войне.
Думаю, не секрет, что большинство обывателей узнают об окружающем мире через произведения искусства. Документальные фильмы и исторические книги - это безумно круто и ценители, наверняка, этими источниками информации пользуются, но всё же куда приятнее, когда информация подана в красивой обёртке, когда это сделано качественно и со вкусом. Люди ведь запоминают эмоцию, а вместе с ней и информация лучше усвоится.
Не скрою, что и сам многое о войнах прошлых лет узнавал из литературных произведений, а данные из учебников истории забывались. Некоторые из художественных произведений были намного эффективнее, чем любые исторические документы. Повторюсь, дело в эмоциях. Историки делают важные вещи, которые, по идее, должны быть главными источниками, но всё же большая аудитория будет знать о том или ином конфликте от условных Симонова или Ремарка/Хэмингуэя/Реверте, а не от военных экспертов или историков.
Искусство не заканчивается литературой. Кино, музыка, живопись. Каждый из видов искусств важен, так как все они влияют на эмоции зрителя/читателя/слушателя. Вместе с этим и будет формироваться отношение к тем или иным вещам.
На той стороне это прекрасно понимают. Поэтому и бьют по эмоциям: выдавливают жалость и напротив, заставляют обывателя гордиться украинскими войсками, которые "противостоят неравному противнику".
В это же время с нашей стороны темы Донбасса толком не касались. Чтобы назвать имена крутых музыкальных исполнителей, которые писали песни о Донбассе, достаточно будет пальцев обеих рук. Видных представителей будет и того меньше. Живопись. Даже донецкие художники неохотно берутся за военную тематику, о чем я писал в одном из своих давних интервью с Александром Болотовым (известным донецким художником). Такая же история с кино, где наивысшую степень восхищения у аудитории вызвал крайне спорный фильм "Солнцепек". Признаюсь, что его бы не посоветовал посмотреть человеку незнакомому с войной в Донбассе. Уж лучше "Донбасс. Окраина", где вооружённый конфликт лишь декорация, действие фильма можно перенести куда угодно, на сюжет это сильно не повлияет, поменяются лишь мотивации персонажей, но всё же он лучше, чем то, что показано в "Солнцепёке".
Проблема в том, что сама тема была "токсичной". Мол, мы же люди искусства, мы пропагандой не занимаемся. Пусть пропагандисты об этом говорят, а мы порассуждаем о высоком, о вечном. Хотя нельзя сказать, что не было тех, кто все же мог пропустить происходящее через себя и выдать потрясающее произведение. В качестве примера могу привести "Пассакалию" донецкого дирижёра и композитора Данила Милки. Но кто знает об этой композиции? В Донецке знают, но тоже нельзя сказать, что это что-то массовое.
И в то же время,
либералы регулярно высказывались на политические темы, в том числе в своих песнях (чего только стоит текст трека Порнофильмов "Это пройдёт") и это считалось не чем-то "зашкварным", а напротив - храбрым. Поэтому даже в Донецке можно было встретить людей в футболках "Это пройдет". А я напомню, что там происходящее в Донецке, Луганске и Крыму подавалось, как нечто отрицательное, что рано или поздно завершится и тогда уж Россия заживёт.
Искусство играет крайне важную роль в жизни человека. Не говорю, что через искусство нужно навязывать какие-то ложные образы и идеалы. Не нужно ничего выдумывать, достаточно просто показать то, какими есть люди на самом деле. Никакие искусственные лики лепить не нужно. Материала с натуры предостаточно. Но вместо этого мы будто стыдимся сами себя.