Глубокий просторный блиндаж в Луганском лесу. На полу доски, стены затянуты воздушной белой тканью. Ощущение, что ты в полевом госпитале, только тут не операционные столы, а компьютерные - из сосновых бревен и досок. За ними Над ноутбуками склонились дядьки в камуфляже, некоторым за сорок. На суровых морщинистых лицах отражается свет экранов. Грубые пальцы сжимают игровые джойстики. Неужели, ветераны спецоперации отдыхают за компьютерными играми? Но нет, это учебный центр «Небесный воин». По-простому - курсы повышения квалификации для разведчиков и штурмовой пехоты.

На стене - модели беспилотников. Свои и трофейные выглядят одинаково - одна и та же китайская модель IFlight с минимальной доработкой. Это спортивный дрон, придуманный для развлечения. Кто ж знал, что дешевой игрушкой можно выводить из строя танки ценой в миллионы долларов!

Я тоже сажусь пройти учебную трассу. Уж я-то - геймер со стажем - точно справлюсь! И тут же плюхаюсь винтами в нарисованную траву. Палочки джойстика слишком чувствительные, мой дрон мечется как безумный, и прежде чем удаётся пролететь сквозь первые учебные воротца, я «разбиваю» с десяток дронов. Какой уж там люк танка или блиндаж! А невозмутимые дядьки играючи наворачивают круги по трассе, поражая все мишени.

Секрет прост: они тренируются с утра до вечера с короткими перерывами на еду и перекур. После курса обучения - экзамен и дрон в руки.

Чтобы достичь такого уровня, нужно минимум три недели обучения.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Полётные тренировки на тренажерах.

Григорий КУБАТЬЯН

За столом учителя 26-летний офицер-инструктор с позывным «Омск». У него 16 боевых вылетов. Гордится тем, что поразил крупный вражеский блиндаж с пулемётными гнездами - из него противник кошмарил наших бойцов, поливая пулями в разных направлениях. Так птичка «Омска» залетела прямо в дверь. За эту операцию бойцу вручили медаль Суворова.

Больше всего «Омск» жалеет, что упустил вражеский танк.

- Эт был первый боевой вылет, - вспоминает боец. – Мы долго этот танк ждали на позиции. Знали, что рано или поздно выкатится. Уже питьевая вода заканчивалась и под конец третьих суток нам закричали по «радейке», что танк на подходе. Пока мы докладывали, что начинаем работать, пока запустили птицу, танк сделал три выстрела, развернулся и поехал обратно. Я взлетел, помчался догонять, связь начала пропадать. Догнал его, зашёл в пикирование, думал он на полной скорости гонит, и только в последний момент заметил, что танк еле плетётся. Я хлопнулся прямо перед ним. Как меня потом комбриг ругал! Ушёл танк… Зато потом не возвращался, испугался.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Учебные дроны.

Григорий КУБАТЬЯН

- Дрон-камикадзе – штука одноразовая. Сколько же ты берешь с собой дронов на боевой выход и как их несёшь? – интересуюсь у Омска.

- Я обычно беру 3-4 штуки, стопкой складываю и скотчем перематываю. Ещё антенны нужно взять, рюкзак, гранаты. Тяжело. Заяц мне помогает.

- Кто?

- Заяц. Мой сапёр-камикадзе. Мы так его в шутку называем.

23-летний улыбчивый боец с позывным «Заяц» как раз входит в блиндаж. Он – разведчик-сапёр. Его задача – снарядить коптер в путь, прикрепить взрывчатку, снять предохранитель и отправить в полёт. Оператор дрона может отсидеться в укрытии в лесополосе, но сапёру нужно выбежать на открытое простреливаемое пространство с летающей бомбой в руках.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Учебная программа установлена на обычный ноутбук, но джойстик - настоящий.

Григорий КУБАТЬЯН

- Бежишь-то за лесополосой, тебя противник за деревьями не видит? – с надеждой спрашиваю Зайца.

- Как же! Если за деревьями выпустишь, дрону нужно разворачиваться, терять время, а запас батареи небольшой. Наоборот, выбегаю навстречу противнику и очень быстро, пока минами не закидали, - улыбается лихой Заяц. – Бывает вражеские дроны прилетают, нужно прятаться. Я однажды пять раз туда-сюда бегал, прежде чем свой запустил.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Вражеский дрон.

Григорий КУБАТЬЯН

Если в посадке со всех сторон блиндажи, то в середине, получается, двор? Вот в этом дворе мы сидим со «Стилистом» - это один из создателей центра, человек гражданский. Вместе с руководителем центра (позывной «Пастор») они приехали с Алтая, чтобы помогать бойцам. Сначала возили гуманитарную помощь - травяной чай, тушенку из марала, танковые аккумуляторы, дроны. Потом выяснилось, что летать на FPV-дронах бойцы не умеют, а вражеские камикадзе летают повсюду. Тогда и решили за счёт пожертвований создать этот центр при военной части.

«Стилист», хоть к военной службе отношения не имеет, как и все инструктора, носит камуфляж. Свой позывной получил случайно: сначала ходил в гражданке, но и курсанты, взяли пример и стали ходить в шортах, отрастили длинные волосы и выглядели слишком неформально для армии.

- Пришёл командир, ругался. Приказал одеться прилично, а весь наш «курятник» немедленно постричь. Я сам всех стриг машинкой наголо. Так и получилось, что стал «Стилистом», - смеется инструктор.

- Почему противник опережает нас по использованию дронов? – спрашиваю его.

- Они давно готовились. Переманивали наших специалистов. У нас были операторы, которые красиво снимали, как дрифтуют машины - могли влететь в окно движущегося автомобиля и вылететь через другое. А как началась спецоперация, многие уехали на Украину и там открыли свои центры. Они уже тогда все понимали.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Самодельный снаряд с пластитом и поражающими элементами.

Григорий КУБАТЬЯН

Будто в подтверждение этих слов, между нами с весёлым жужжанием пролетает крошечный дрон - не больше чайного блюдца. Это на пригорке развлекается оператор с позывным «Рыжий». Пришёл в центр подучиться, но теперь его просят остаться, чтобы готовить молодых.

Голову Рыжего обхватывают тёмные FPV-очки. Рядом стоят несколько курсантов - действующих военнослужащих. Смотрят с интересом, как учебный дрон выписывает пируэты по двору.

Рыжий из Кемерово, работал инженером по автоматизации. В армию попал по призыву. Стал связистом и разведчиком, изобретал сбросы для «мавиков». Детали покупал в магазинах игрушек. Первый сброс соорудил из детского паровозика, в котором был мотор с червячной передачей.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

FPV-очки для управления дроном.

Григорий КУБАТЬЯН

- Выстрели в танк гранатой из РПГ: его спасёт динамическая защита, - Стилист отвлекает меня от летающего «блюдца». – Но тот же снаряд при помощи дрона мы аккуратно заведём под башню, в двигатель, найдём слабое место танка. Главная задача – остановить, а потом расстреливай её как в тире, хоть из артиллерии. У нас есть схемы всех танков: «Абрамсов», «Леопардов». Мы знаем их уязвимые зоны, где и что расположено.

В этот момент учебный дрон Рыжего разгоняется и влетает в дверь блиндажа, в котором живут инструкторы. Там он брякается об стену. Из укрытия неторопливо выходит инструктор с позывным «Гум», в одной руке у него нахальное летающее блюдце, в другой – чёрная коробка с длинными рогами антенн.

- Ну, теперь попробуй! – отдаёт он блюдце Рыжему. Тот поднимает мини-дрон в воздух. Но, подлетев к блиндажу, блюдце безвольно падает на землю.

Гум усмехается. Это работает та самая рогатая штука - самодельная РЭБ-станция, глушилка.

В инструкторском блиндаже светло и чисто. В углу стоит настоящий холодильник. За стенкой двухъярусные кровати и рабочий стол.

За столом сидит Гум. Вертит на экране компьютера экспериментальную модель нового боеприпаса. И тут же отправляет команду на 3D-принтер. Тот негромко урчит, рисуя паутиной будущее чудо-оружие.

На этом же принтере был распечатан и корпус для РЭБ.

Новые дроны и детали к ним привозят в лагерь волонтёры. Инструкторы собирают их тут сами, экспериментируют с корпусами. Бойцы говорят, что можно даже написать заявку и получить новый беспилотник от министерства обороны. Но это целый процесс, а во время боя дроны взрываются, теряются, перехватываются. Поэтому нужны постоянные поставки, а с этим пока сложно.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

3D - принтер работает прямо в блиндаже.

Григорий КУБАТЬЯН

- Идёт борьба технологий, - рассуждает Гум. - У кого технологии лучше, тот и победил. Знакомые парни с передовой сообщили: несколько дней назад у них все антидроновые ружья перестали работать. Нужно на новые частоты перестраивать. А на какие, пока не ясно. Придётся сканировать эфир, повышать мощность прибора, настраивать антенны.

На гражданке Гум работал автомехаником, электриком, держал собственную мастерскую по ремонту телефонов. После мобилизации стал пулеметчиком, получил контузию. Затем увлёкся средствами радиоэлектронной борьбы.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Ручной РЭБ.

Григорий КУБАТЬЯН

За движениями механических лап 3D-принтера флегматично наблюдает кот Мавик. Он прибился недавно, вышел в лагерь худющий как скелет, шерсть клочьями. Парни его откармливают тушенкой, хотя Мавик всеядный, и лапшу готов есть, и картошку.

- Парни, какие технологии вам самим нравятся? – спрашиваю инструкторов. – Чтобы их можно было растиражировать.

Боевые геймеры: Как в лесных блиндажах готовят операторов дронов-камикадзе

Спасённый кот Мавик.

Григорий КУБАТЬЯН

Гум и Стилист переглядываются:

- «Ланцет» – хорошая штука. У него оптимальная аэродинамическая схема: торпеда с Х-образными крыльями. Только он большой и дорогой. Нужны мини-ланцетики. Чтобы были дешевыми и массовыми.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Исповедь женщины-медика: «До 2014-го года я была другим человеком. Теперь не могу вернуться к гражданской жизни»

Волонтер-медик рассказала о спасении раненых солдат, украинских "рабовладельцах" и новой жизни во время боевых действий (подробности)