Прошли сообщения о том, что в разобранном виде на Украину уже поступили первые американские истребители F-16. С разных участков из зоны СВО сообщается об активном применении ВСУ западных боеприпасов с кассетным наполнением. И где-то кто-то уже видел американские «абрамсы».
На Радио «Комсомольская правда» тему эффективности использования западных вооружений на Украине обсудили с блогером и военным экспертом Кириллом Федоровым, автором ТГ-канала "Война. История Оружия".
- Почему мы на удары ВСУ кассетными боеприпасами, в том числе по нашим мирным городам, не отвечаем тем же: ну, не по городам и поселкам - по украинским окопам?
- Судя по открытым источникам, у нас такие запасы кассетных боеприпасов, что мы могли бы как минимум зеркально ответить на удары ВСУ кассетниками по Бердянску и Луганску. Возможно, мы ждали от них точечных ударов именно по военным объектам, но они наших ожиданий не оправдали. Но сейчас и мы кассеты в ответ используем — в залпах из систем вроде «Град», «Смерч» «Ураган» и «Торнадо». Подчеркну - у нас таких боеприпасов больше, и министр обороны об этом упоминал.. Еще с советских времен — на боеприпасы калибра 152 мм. У западных кассетников от 50 до 70 поражающих элементов, но крохотных. А у нас, кажется 12 — но они крупнее. И различалась идеология применения кассет. У нас на складах иная номенклатура боеприпасов.
- Огнеметными системами мы тоже меряемся?
- Украинцы могли бы задаться вопросами: вот русские лупят по нам из ТОС "Солнцепек" и "Буратино", а почему же мы не отвечаем тем же?
- И почему?
- А у них просто нет таких систем!
- Не стоит ли российским ВС перейти к более радикальным мерам, ну к таким, какими ЦАХАЛ действует в Газе - не оглядываясь на гнев мирового сообщества?
- Израилю нужен не добрый мир, а победа. А нам разве нет - спрашивают многие? Но мы имеем разную протяженность границ, разный потенциал противника и разную плотность застройки — в Газе она одна из самых плотных в мире. Там обе стороны не только ненавидят друг друга, но и не жалеют друг друга, чего нет у нас. Хотя в плане ненависти наши соседи постарались. Особенно в последние 30 лет. Но даже при этом мы не можем позволить себе вести боевые действия методами выжженной земли. И спустя годы потомки украинцев не смогут предъявить русским то, что палестинцы и израильтяне еще десятилетиями продолжат предъявлять друг другу. Тупо долбить мирные кварталы — не наш метод.
- А если надо спасти жизни наших солдат?
- Тогда надо бить. Но Израиль уже перешел от «сопутствующего ущерба» к прямому террору.
Кадр видеосъемки ЦАХАЛ о ходе военной операции в секторе Газа.
REUTERS
- Американские истребители Киев все же получит уже до конца 2023-го — или уже получил?
- Они продолжают действовать по принципу: больше попросишь - больше дадут. Не стоит нам тешить себя иллюзиями про то, что F-16 пока еще где-то в приграничных районах Румынии или в разобранном состоянии пять штук спрятаны где-то на западе Украины. Информация о том, что у Киева такие самолеты уже есть — она подтверждается из разных источников. «Рождественские подарки» на Днепре нам готовят.
- А что с украинскими пилотами для них?
- С этим сложнее. Но их же могут пилотировать и какие-то «британские отпускники». Для них страха нет . Они же не будут действовать над российской территорией - ни новой, ни старой. Только на украинской территории. И даже если собьют, опасности попасть в плен у них нет. Ну а украинские летчики, по оценке наших экспертов из ВКС, будут готовы в 2024-м году.
- Как Киев F-16 будет использовать?
- Для ударов по наземным целям ракетами-аналогами британских «штормов» или французских «скальпов». И корректируемыми авиабомбами типа JDAM. В качестве собственно истребителя их вряд ли будут использовать.
- Почему?
- Наши Су-35 и Су-31 выглядят предпочтительнее. Если они и попытаются что-то сбить из наших бортов для медийного эффекта - то это будут Су34 с УПАБ. Им же надо забираться на большую высоту, чтобы сбросить такие планирующие бомбы. И еще они могут попытаться бить по нашим вертолетам Ка-52. Но основная цель для них — отработка по наземным целям.
- Своя боевая авиация у ВСУ осталась?
- До СВО у них было до сотни Су-24. Сейчас осталось десяток-другой, который реанимируют на Николаевском заводе, а МиГ-29 реанимируют во Львове. Но эти самолеты с истекшим сроком годности и с отсутствием запчастей. И взять их негде. Но это не только проблема Киева. Вот, например, бундесвер не боеготов на две трети — из-за состояния техники, в первую очередь. Это касается и бронетехники, и самолетов с вертолетами.