Депутаты обсудили с представителями органов исполнительной власти, местного самоуправления и руководством аптечных сетей обеспечение лекарственными препаратами жителей отдаленных территорий ЛНР
21 августа под председательством Ивана Санаева состоялся круглый стол Комитета НС ЛНР по вопросам здравоохранения, образования, науки, культуры, труда и социальной политики, семьи, молодежи, спорта и туризма на тему обеспечения лекарственными препаратами жителей отдаленных территорий Луганской Народной Республики.
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Народного Совета Максим Уваров, члены социального комитета, члены фракции ЛДПР в Народном Совете, представители Администрации Главы ЛНР, Министерства здравоохранения ЛНР, ТО Росздравнадзора по ЛНР, муниципалитетов, а также руководство аптечных сетей, функционирующих на территории республики.
Открывая круглый стол, председатель социального комитета НС ЛНР Иван Санаев отметил, что обсуждаемые вопросы находятся в работе профильного комитета уже продолжительное время.
«Депутаты Народного Совета постоянно взаимодействуют с людьми, регулярно посещают территории, в том числе отдаленные. Жители отдаленных территорий систематически сталкиваются с проблемами доступности медикаментов – их просто негде купить. Мы много раз пытались выяснить причину данной проблемы, общались с профильным министерством, проводили встречи с другими заинтересованными сторонами, но к общему знаменателю не пришли. В связи с чем было принято решение инициировать круглый стол с участием всех задействованных сторон», – обозначил тему круглого стола руководитель социального комитета.
ПРОБЛЕМА НОСИТ КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР
В своем выступлении заместитель руководителя фракции ЛДПР в Народном Совете Марина Зубова обозначила ряд негативных факторов, лежащих в основе возникшей проблемы. Это сам факт удаленности и недоступности некоторых населенных пунктов, отсутствие устойчивой транспортной связи с ними, недостаточно развитая инфраструктура, низкая укомплектованность кадрами, недостаточное количество специалистов определенных квалификаций и преобладание населения с низким уровнем дохода. Все это в совокупности приводит к нерентабельности открытия аптек в таких населенных пунктах.
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ
Среди выходов из сложившейся ситуации Мариной Зубовой было предложено стимулирование создания новых аптек, передача функций продажи препаратов на действующие на территориях медицинские учреждения и использование инновационных форм в обеспечении населения лекарствами.
МНЕНИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Руководство органов местного самоуправления отметило, что регулярно сталкивается с проблемой доступности лекарств для граждан. В частности, муниципалитеты обратили внимание на то, что большая часть аптек зачастую расположена кластерно, а именно сконцентрирована в населенных пунктах, являющихся окружными центрами. В качестве варианта решения был предложен успешный опыт Краснодонского муниципального округа по реализации медикаментов на базе фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и амбулаторий. Для этого местным главврачам необходимо произвести профильное обучение сотрудников ФАПов. При этом на сегодняшний момент у муниципалитетов нет рычагов взаимодействия с главврачами, которые подчинены Министерству здравоохранения ЛНР. Для решения проблем с размещением ФАПов и кадрового голода руководство муниципалитетов готово всячески содействовать в подготовке необходимых помещений для организации ФАПов и аптечных пунктов на их базе, а также в направлении местных жителей на обучение по ключевым направлениям (например, провизора или фельдшера) с целью последующего возврата их в округ для дальнейшей работы.
ПОЗИЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛНР
На сегодняшний день аптечная система республики столкнулась с острым кадровым дефицитом и большой миграцией кадров (особенно из прифронтовых территорий). Для ликвидации кадрового голода необходимо расширять меры поддержки молодых специалистов. По словам первого заместителя министра здравоохранения ЛНР Олега Валиева Минздрав ЛНР делает все возможное – проводит совещания с главврачами и с ГУП ЛНР «ЛугМедФарм», чтобы ускорить открытие на базе ФАПов аптечных пунктов. Уже 50 ФАПов осуществляют торговлю медикаментами, а в течение месяца еще 29 будут включены в торговлю. Одним из препятствий для получения ФАПами необходимых лицензий является незавершенный процесс разграничения имущества.
ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ИЛИ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Среди возможных выходов из ситуации была озвучена организация выездной и дистанционной продажи лекарств. Иван Санаев сообщил, что в трех регионах Российской Федерации в качестве пилотного проекта организовывали торговлю лекарственными препаратами в таком формате, однако федеральный законопроект до сих пор не принят как закон. Председатель комитета заверил, что со своей стороны социальный комитет и Народный Совет ЛНР обратятся в Государственную Думу по вопросу рассмотрения данного проекта закона и возможной его доработки с целью дальнейшего принятия. Кроме того, парламентарий обозначил, что в случае принятия вышеобозначенного законопроекта для организации эффективной дистанционной торговли потребуется ремонт дорожного покрытия, ведущего в отдаленные населенные пункты. Данную проблему призван решить меморандум Росавтодора, подписанный ранее с Луганской Народной Республикой, в рамках которого к 2025 году планируется обеспечить содержание 3423,3 км автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 2227,8 км автомобильных дорог местного значения.
ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА
По итогам всех обсуждений участники круглого стола приняли резолюцию, в которой изложили рекомендации по решению обозначенной проблемы.
Резолюция:
Действуя в интересах граждан РФ, проживающих на территории ЛНР, как субъекта РФ, принимая во внимание высокую социальную значимость лекарственного обеспечения населения, участники круглого стола рекомендуют:
1. Министерству здравоохранения ЛНР:
1.1. Обеспечить проведение совещаний главных врачей с главами муниципалитетов относительно выявления потребности в торговле лекарственными препаратами на базе фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в срок до 01.09.2024.
1.2. Провести работу с представителями частных аптечных сетей республики, имеющих лицензию на осуществление оптовой торговли, относительно заключения договоров на реализацию лекарственных препаратов на базе фельдшерских пунктов, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в срок до 01.09.2024.
2. Министерству имущественных и земельных отношений ЛНР в приоритетном порядке провести работу по закреплению имущества за медицинскими организациями ЛНР.
3. Народному Совету ЛНР направить в Государственную Думу обращение о необходимости правового регулирования розничной торговли лекарственными препаратами с использованием передвижных аптечных пунктов в сельской местности.
Подводя итоги круглого стола, Иван Санаев подчеркнул: «Сегодня у нас была очень живая и активная дискуссия. Убежден, что мы нашли суть проблемы и определили оптимальные пути ее решения. Наша первоочередная задача – благополучие граждан. Для достижения данной цели мы будем проводить всю необходимую работу и доводить ее до логического завершения».