Принял участие в Международном форуме «КОНЦЕПЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОЙ АГРЕССИИ», проходившем в Луганске 24 октября 2024 года, где в рамках дискуссионной площадки «Двойные стандарты объективности в деятельности ООН. Факторы, влияющие на милитаризацию современности» осветил тему «Организация объединенных наций: единство или раскол? Противопоставление принципов «самоопределение народов и наций» и «территориальная целостность».
В своём выступлении проанализировал нормы, заложенные в Уставе ООН в части противопоставления упомянутых принципов:
Статья 1 Устава ООН определяет цели организации, созданной для поддержания мира и утверждения веры в основные права человека, в равенство прав больших и малых наций. Среди уставных целей ООН ключевыми являются:«Поддерживать международный мир и безопасность» (пункт 1),
«Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» (пункт 2),
«Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (пункт 3).
И далее в Уставе определены Принципы для достижения указанных целей.
Принципы, которые не могут быть самоцелью в отрыве от задекларированных в Уставе основополагающих целей, принципы, которые имеют смысл исключительно, как необходимый и безусловный образ действий членов ООН для обеспечения достижения уставных целей.
Что касается «территориальной целостности», то как термин он ни в каком виде не фигурирует в Уставе ООН.
Термин «территория» вне контекста несамоуправляемых территорий упоминается в уставе только трижды — два раза в статьях 104 и 105 в отношении правоспособности, привилегий и иммунитетов ООН,
и единожды в интересующем нас контексте — в пункте 4 статьи 2, где определено, что для достижения в том числе и перечисленных выше целей «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».
То есть, Устав ООН определяет, как первичные, принципы равноправия и самоопределения народов, а непосягательство на территориальную неприкосновенность позиционирует, как способ оградить государство, переживающе внутренний кризис, от внешнего воздействия, политического или силового, направленного на его принудительное разрешение.
В качестве ключевого тезиса провёл следующее:
В условиях, когда вопросы внутреннего равноправия и независимости приводят государство к неразрешимым внутренним противоречиям, которые это государство пытается разрешить путём уничтожения части населения для устранения их первопричин, с вовлечением в боевые действия регулярной армии, тяжёлой артиллерии и авиации, очевидным становится, что для данной части населения вопрос равноправия приобретает экзистенциальный характер, безусловно дающий право на все доступные формы реализации права на самоопределение.
И в завершение обозначил неоспоримое право ЛНР (как и ДНР) на обретение независимости через всенародный референдум и последовавшее за этим вхождение в состав Российской Федерации:
Однако для Луганской и Донецкой Народных Республик восемь лет гражданской войны, развязанной киевской хунтой в ответ на неприятие государственного переворота 2014 года, стали решающим фактором, определяющим наше отношение к вопросу самоопределения, частично реализованному на референдуме в мае 2014 года и получившему полноценную реализацию в сентябре 2022 года. Наш опыт даёт нам право однозначно настаивать на отсутствии противоречий во взаимосвязи уставных норм ООН и необходимости закрепления в международном праве чётких формулировок по данному вопросу.
Полный текст выступления читайте здесь.