Сергей Диденко рассказал о развитии экономики республики в правовом поле Российской Федерации

Сергей Диденко рассказал о развитии экономики республики в правовом поле Российской Федерации

Председатель Комитета Народного Совета Луганской Народной Республики по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям Сергей Диденко рассказал об особенностях трансформации и развития экономики Луганской Народной Республики в переходный период.

Сергей Михайлович, третий год наша республика находится в составе Российской Федерации. За это время было сделано много. Региональная экономика постепенно адаптируется к новым условиям. Расскажите, какая луганская продукция, на Ваш взгляд, имеет потенциал не только закрывать республиканские потребности, но и полноценно показывать себя в других регионах?

– На мой взгляд, любая продукция с надписью на упаковке «Сделано в ЛНР» достойна того, чтобы ее оценили не только жители Донбасса, но и потребители огромного российского рынка. Несмотря на то что продолжающиеся боевые действия накладывают свой отпечаток на темпы восстановления промышленных объектов ЛНР, наши товары демонстрируют высокий уровень качества и обладают своими уникальными конкурентными преимуществами. Наши заводы и фабрики активно развиваются и выходят на рынки не только других регионов России, но и находят своего покупателя в Беларуси и Казахстане. Среди наиболее успешных примеров Луганский завод трубопроводной арматуры «Маршал», Алчевский металлургический комбинат, Стахановский завод ферросплавов, «Луганск-Нива», «Луганскхолод» и «Луганские деликатесы».

Активный интерес к нашим товарам проявляют участники конгрессно-выставочных мероприятий. Так, в марте этого года коллективный стенд производителей из ЛНР вызвал большой интерес у участников Международного экономического форума в Санкт-Петербурге. В частности, гости форума из африканских стран высоко оценили качество представленных товаров и выразили желание наладить поставки части продукции. Это является ярким маркером одновременно как развития луганской экономики, так и ее конкурентоспособности в условиях российского экономического поля.

Как на текущий момент обстоят дела с поддержкой бизнеса в ЛНР?

– Одной из важнейших мер поддержки и развития экономики в ЛНР является действие свободной экономической зоны (СЭЗ). На сегодняшний день в Едином реестре СЭЗ зарегистрировано более 140 участников ЛНР. Резиденты СЭЗ получают льготы и преференции, благодаря которым могут более эффективно использовать свой потенциал, модернизировать производство, расширять свою деятельность и создавать новые рабочие места. Согласно прогнозам, по итогу реализации проектов в рамках СЭЗ общий объем вложений в экономику республики составит более 90 млрд руб., налоговых поступлений – больше 72 млрд руб., будет создано порядка 43 тысяч рабочих мест. Это приведет к росту экономики региона и улучшению благосостояния наших жителей. Наибольшее количество проектов реализуется в сферах промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Как Вы можете охарактеризовать инвестиционный климат в республике?

– В республике действует ряд льготных условий, способствующих привлечению новых инвестиций. Например, в рамках особого режима предпринимательской деятельности действуют пониженные ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет (0 %) и региональный бюджет (0-13,5 %), налогу на добычу полезных ископаемых (0 %.), налогу на имущество и земельному налогу (0 %), по страховым взносам (7,6 %) и по акцизу на жидкую сталь (0 %). Также предприятиям доступно применение свободной таможенной зоны, благодаря которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Благодаря таким мерам с июля 2023 года в республике было реализовано 130 инвестиционных проектов на общую сумму более 78,8 млрд руб. Это в том числе 41 проект в промышленных и машиностроительных отраслях, 35 проектов в области пищевой промышленности и сельского хозяйства, 26 строительных проектов и 17 проектов в направлениях торговли и предоставления услуг.

Сейчас в части инвестиционной деятельности перед властями республики стоит задача по внедрению Регионального инвестиционного стандарта (РИС). Для этого Народным Советом был разработан и принят республиканский закон, устанавливающий и разграничивающий полномочия органов госвласти и специализированных организаций в сфере инвестиционной деятельности, регулирующий права и обязанности инвесторов, а также порядок предоставления финансовой, имущественной и организационной поддержки инвесторов.

В свою очередь Министерством экономического развития ЛНР была утверждена Инвестиционная декларация, создан Инвестиционный комитет, разработан и внедрен Свод инвестиционных правил, а также утвержден регламент формирования и ведения инвестиционной карты ЛНР как части инвестиционной карты России. Решение задачи по внедрению РИС поможет в более полной мере реализовать инвестиционный потенциал Луганщины. Совершенствование нормативно-правовой базы позволило привлечь серьезные средства в бюджет республики – предполагаемый объем инвестиций в период до 2027 года превышает 6 млрд рублей.

Насколько республика обеспечена в плане продовольственной безопасности?

– Продовольственная безопасность Луганской Народной Республики значительно укрепилась благодаря комплексной поддержке Российской Федерации. Республика уверенно движется по пути наращивания собственного производства, однако процесс полного самообеспечения требует дальнейших усилий и инвестиций.

В республике работает 10 крупных торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания. К тому же в начале года было заключено 49 прямых контрактов с производителями и поставщиками из других регионов Росси на поставку 39 видов продовольственных и 10 видов непродовольственных товаров. Эти факторы обеспечивают на Луганщине здоровую конкуренцию, сбалансированное ценообразование и высокую доступность продовольствия для потребителя.

А как в условиях военного времени и близости линии боевого соприкосновения обеспечивают товарами первой необходимости жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов?

– С этой целью по поручению нашего Президента в республику было передано 50 автомобилей для осуществления мобильной торговли. Проблемы труднодоступных и отдаленных населенных пунктов требуют повышенного внимания и всегда находятся в работе как профильного комитета, так и всего депутатского корпуса. В республике более 200 таких населенных пунктов. Парламентарии регулярно выезжают в муниципалитеты, общаются с населением, мониторят проблематику, после чего отрабатывают ее с представителями местного самоуправления и профильных министерств.

При формировании перечня труднодоступных и отдаленных населенных пунктов учитывалась информации от муниципальных образований, специфика региона и потребности жителей в продовольственных, непродовольственных и социально-значимых товарах. В настоящее время налажена доставка необходимой продукции в среднем 2 раза в неделю. Существует утвержденный с муниципалитетами график выездов, благодаря чему жители всегда знают, когда у них происходит мобильная торговля, и могут заранее распланировать свои дела.

С какими вопросами промышленники обращаются к депутатскому корпусу и в адрес комитета в частности? Какие тенденции прослеживаются в отрасли, и как на них реагируют законодатели?

– Вопросы поступают самые разные. Это изменения в законодательство, снижение налогов, госрегулирование некоторых областей промышленности, управление и распоряжение имуществом, внешнеэкономические связи. Реакция законодателей должна быть однозначной – регулярное и всестороннее совершенствование законодательной базы с учетом потребностей, как говорится, «на земле», сотрудничество с профильными министерствами с целью разработки законопроектов, направленных на создание наиболее благоприятных условий для развития промышленности республики.

Приведу пример: в адрес комитета поступило обращение от производителя мясной продукции из Алчевска. Вопрос касался восстановления и дальнейшего использования помещения, относящегося к муниципальному имуществу и арендованного заявителем для осуществления хозяйственной деятельности. Для рассмотрения обращения на заседание комитета были приглашены непосредственно заявитель, Глава города Алчевска, представители Минпромторга и Минсельхоза. По результатам рассмотрения были подготовлены поправки в Закон «Об управлении и распоряжении собственностью ЛНР», позволяющие заключать договора аренды с добросовестными арендаторами без проведения торгов. Такие меры дали арендаторам, надлежащим образом исполняющим свои обязанности, сигнал о том, что они могут не беспокоиться за выстроенный бизнес и с большей уверенностью подходить к планированию его развития на последующие годы.

Подводя итоги, хочу сказать, что и комитет, и Народный Совет, и власти республики в целом продолжат делать все необходимое для обеспечения устойчивого развития Луганщины и реализации всех поставленных задач с целью повышения благополучия жителей. Наша экономика постепенно пробуждается от многолетнего сна – планомерно возвращается экономико-промышленный потенциал, утраченный за годы упадка в составе Украины. Наша цель – выйти на точку самоокупаемости. Это вопрос из категории «когда», а не «если». Убежден, что лучшие времена для нашей промышленности еще только впереди, а Донбасс снова делом докажет, что является сердцем России.