Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на встрече с Президентом России Владимиром Путиным

<...>

Уважаемый Владимир Владимирович!

Разрешите начать со слов благодарности Вам за определение 2024 года Годом семьи.

В нашей стране в последние годы сделано многое в целях поддержки семей с детьми и поддержки традиционных семейных ценностей, но я уверен, что есть и решения, которые нам ещё предстоит принять. Надеюсь, и я даже уверен, что та работа, которую мы проведём совместно с субъектами Российской Федерации, с нашими социальными партнёрами, с общественными организациями по выработке эффективных решений, направленных на рост рождаемости в нашей стране, мы сможем [многое] предложить в рамках этой работы.

На сегодняшний день как раз по Вашему поручению мы работаем над предоставлением мер социальной поддержки в максимально простом и удобном формате для наших граждан на территории всей нашей страны.

Свою работу мы начали с федерального уровня. Эту инициативу мы назвали «Социальным казначейством», которая внедряет простые и понятные для наших граждан механизмы получения тех или иных мер поддержки. В первую очередь нужно сказать, что такие меры предоставляются либо только по заявлению со стороны гражданина, которое он имеет возможность подать через Единый портал государственных услуг, либо вообще проактивно – при наступлении той или иной жизненной ситуации у гражданина.

На сегодняшний день мы на федеральном уровне уже перевели в такой формат работы 41 меру федеральной поддержки и до конца 2024 года переведём в такой формат ещё 29 мер. То есть в принципе на федеральном уровне мы к концу 2024 года закончим внедрение принципа социального казначейства по всем мерам федеральной поддержки.

Ярким примером такого механизма или применения принципа социального казначейства является как раз единое пособие для детей в возрасте до 17 лет и беременных женщин. Сегодня такое пособие назначается на основе заявления гражданина, поданного на Едином портале государственных услуг. Социальный фонд, получая это заявление, собирает все необходимые сведения посредством межведомственных запросов у заинтересованных ведомств. Я отмечу, что это порядка 40 видов сведений, которые предоставляются. В течение десяти дней по 99,5 процента случаев производят назначение [пособия].

Нужно понимать, что эта мера достаточно многочисленная с точки зрения выплат. Сегодня мы этой мерой охватываем в нашей стране одиннадцать миллионов детей и порядка 400 тысяч беременных женщин. При этом сроки чётко соблюдаются, не превышая десятидневные регламентные сроки.

Конечно же, наша целевая модель, к которой мы стремимся, – это предоставление мер поддержки нашим гражданам даже без заявления, а при наступлении той или иной жизненной ситуации. Здесь ярким примером является материнский капитал. Начиная с 2020 года мы предоставляем материнский капитал только по факту рождения ребёнка в семье. То есть нашим молодым родителям требуется только зарегистрировать ребенка в органах ЗАГС, и в течение семи дней в личный кабинет на Едином портале государственных услуг поступит сам сертификат на материнский капитал, который граждане смогут использовать. Хочу сказать, что начиная с 2020 года мы уже таким образом предоставили три миллиона сертификатов на материнский капитал.

При этом мы работаем не только над процессами предоставления самого сертификата, но и над процессами упрощения процедуры использования средств материнского капитала. Сегодня, например, направить в рамках материнского капитала средства на первоначальный взнос в рамках ипотечных программ достаточно просто. Это можно сделать путём нашего совместного сотрудничества с банковским сообществом через мобильное приложение по телефону. Точно так же мы сейчас двигаемся по пути возможности оплаты образовательных услуг посредством материнского капитала без необходимости прихода в отделения Социального фонда.

В 2023 году мы таким проактивным форматом затронули уже одиннадцать мер поддержки. Сейчас мы производим назначение, действительно, либо при наступлении жизненной ситуации, либо, если нам не хватает какой-то информации, мы формируем проект документа, то есть так называемую рыбу документа, которую направляем гражданину в личный кабинет. Гражданин проверяет необходимые сведения, ставит электронную подпись, и на основании этого мы производим назначение.

Именно в таком режиме мы сейчас делаем назначение страховой пенсии по старости. То есть мы гражданину предзаполняем всю необходимую информацию, он проверяет правильность её заполнения. В перспективе мы, конечно же, перейдём на полный проактивный режим (уже без необходимости подтверждения гражданином сведений), но на данный момент мы реализовали это решение именно в таком формате.

Другим примером проактивной работы с нашими гражданами является электронный больничный лист. Раньше гражданину необходимо было приносить и подтверждать на бумаге так называемые листки нетрудоспособности на предприятие, которые свидетельствовали о том, что он находился на больничном. Сегодня информация от медицинской организации поступает непосредственно в Социальный фонд. Она в электронном виде поступает и работодателю, и гражданину в личный кабинет. Таким образом, гражданину не требуется предоставлять никаких сведений работодателю – происходит автоматическое начисление средств по больничному листу. Сегодня мы уже предоставили 216 миллионов таких больничных листов. Это очень удобно для наших граждан. В перспективе этот сервис будет максимально востребован.

Ещё один пример такого проактивного назначения – это ежемесячные денежные выплаты ветеранам, гражданам с инвалидностью. Сегодня они назначаются проактивно, без необходимости подачи заявления от наших граждан, по тем реквизитам, которые содержатся в сведениях при назначении пенсии. То есть мы сразу же делаем назначение и производим перечисление на ту же карту, на которую получают пенсии эти граждане. В таком формате мы уже назначили 2,5 миллиона ежемесячных денежных выплат, и граждане этим активно тоже пользуются.

При этом хотел бы отметить, что формат социального казначейства распространяется не только на выплаты. Он ещё затрагивает достаточно сложные комплексные социальные услуги. И в качестве примера здесь можно рассмотреть изменение подходов к организации медико-социальной экспертизы. Ранее инвалиду приходилось самостоятельно собирать весь набор справок, документов, медицинских обследований, которые есть в медицинской организации, для того чтобы принести полный пакет в медико-социальную экспертизу, пройти обследование и получить необходимую группу инвалидности. Соответственно, в ходе проверки документов на месте бывало так, что медико-социальная экспертиза затребовала дополнительные сведения, тогда гражданину приходилось возвращаться в медицинскую организацию.

Первое, с чего мы начали, – совместным приказом Минтруда и Минздрава, – с Михаилом Мурашко подписали совместный приказ, в котором регламентировали исчерпывающие перечни обследований по каждому виду заболеваний. То есть сегодня есть ёмкий приказ, который говорит, что, в случае если у гражданина такое-то заболевание, есть чёткие закрытые перечни обследований, которые необходимо представить в медико-социальную экспертизу.

Второе. Начиная с 1 июля 2022 года мы организовали электронный документооборот между учреждениями здравоохранения и медико-социальной экспертизой. То есть сегодня весь пакет из учреждений системы здравоохранения направляется в медико-социальную экспертизу, проходит фармакологический контроль, и он уже готов к рассмотрению медико-социальной экспертизой.

Параллельно с этим мы предусмотрели возможность нашим гражданам проходить медико-социальную экспертизу в заочном формате. То есть уже сразу, находясь в учреждении здравоохранения, гражданин определяет, будет он лично присутствовать на заседаниях комиссии либо комиссия пройдёт заочно, но у него сохранится право на обжалование решения, в случае если он будет с ним не согласен. Мы видим, что эта мера сегодня очень востребована со стороны наших граждан, у нас более 80 процентов сегодня проходят экспертизу заочно.

Именно электронный формат документов позволил нам существенно сократить сроки проведения медико-социальной экспертизы, сегодня она не превышает 10 рабочих дней, а по отдельным категориям граждан, по участникам СВО, особенно если у человека есть ампутация, мы её сократили до трёх рабочих дней. Система позволяет нам вести жёсткий контроль за сроками реализации этих решений. Сегодня мы в 10-дневный срок укладываемся, по участникам СВО укладываемся в три рабочих дня.

При этом благодаря тому, что мы совместно с Минцифры отработали и создали систему личных кабинетов для наших граждан на Едином портале государственных услуг, все статусы документов, все этапы прохождения документов отражаются в личном кабинете гражданина. То есть он через свой личный кабинет имеет возможность проверять этапы прохождения его документов, решения, и после завершения уже самой медико-социальной экспертизы к нему в личный кабинет поступает информация о том, какая индивидуальная программа реабилитации ему назначена, включая перечень технических средств реабилитации, которые ему определены.

После этого гражданин самостоятельно выбирает, каким способом приобретения технических средств реабилитации он воспользуется в будущем.

Сегодня по закону у нас предусмотрено три способа: либо гражданин получает его в натуральном виде, тогда закупки централизованно проводит Социальный фонд; либо гражданин приобретает на самостоятельные средства и предоставляет документ об оплате в Социальный фонд, ему производится возмещение его расходов по установленной приказом верхней планке стоимости (либо по фактической стоимости, если она ниже верхней планки, которая сложилась); либо через систему электронного сертификата.

Система электронного сертификата сегодня набирает популярность среди наших граждан, она очень удобная, и сегодня уже 25 процентов всех технических средств реабилитации в нашей стране приобретают за счёт электронного сертификата. То есть у гражданина есть только пластиковая карта «Мир», которая привязана к его учётной записи в системах Федерального казначейства и Социального фонда, и он имеет возможность в любой торговой сети приобрести то техническое средство реабилитации, которое ему необходимо и наиболее подходит.

Отдельно, несколько слов, остановлюсь на системе информирования наших граждан по жизненным ситуациям. На сегодняшний день у нас есть восемь жизненных ситуаций, по которым мы имеем возможность проактивно информировать гражданина. То есть не только факт оказания услуги, а в целом жизненная ситуация, которая собирает в себя целый комплекс услуг, которые оказывает государство в той или иной жизненной ситуации. Это, например, такие жизненные ситуации, как создание молодой семьи, беременность, рождение ребёнка. То есть здесь сразу же у человека возникает целый блок мер поддержки со стороны государства, которые направлены именно на него.

Особая ситуация у нас на сегодняшний день наблюдается в новых регионах. Дело в том, что внедрение принципов социального казначейства там пока временно затруднено в силу того, что базы не оцифрованы, у нас нет единых форматов данных по тем информационным системам, которые там существуют. Поэтому для новых субъектов мы сформировали особые условия распространения там тех мер социальной поддержки, которые сегодня оказываются.

Хочу сказать, что начиная с 1 января 2024 года все меры социальной поддержки, которые предусмотрены федеральным законодательством, реализуются на территориях новых субъектов, но с определёнными особенностями в плане пакета документов, потому что жители предоставляют документы в бумажном виде, иногда документы представляются в бумажном виде не на русском языке. Мы в данном случае не требуем перевода, а сразу же их принимаем к рассмотрению посредством их самостоятельной обработки.

Иногда мы видим, что у людей не хватает пакета документов в силу их утраты либо каких-то проблем с подтверждением – условно, стажа либо каких-то других сведений. В этом случае создана межведомственная рабочая группа в каждом из четырёх субъектов, которая рассматривает пакет документов, и за счёт того, что в этой межведомственной рабочей группе участвуют и субъекты Российской Федерации, и отделения федеральных органов власти, расположенные на местах, и силовой блок, они принимают консолидированную позицию по тому или иному гражданину.

Но для того, чтобы своевременно осуществлять и вводить новые территории, новые субъекты в социальную политику Российской Федерации, мы, конечно же, начали с создания социальной инфраструктуры на этих территориях. И первыми из нашего блока были созданы отделения Социального фонда, с тем чтобы начать оперативно выплату пенсий, социальных мер поддержки. Затем уже создавалась инспекция труда, медико-социальная экспертиза и службы занятости.

При этом одновременно вставал вопрос и относительно кадровой обеспеченности бюджетной сети как нашего социального блока, так и других подразделений. То есть это и учреждения здравоохранения, и учреждения культуры, спорта. Набор персонала был предопределён с точки зрения необходимости формирования новой системы оплаты труда.

Новая система была внедрена начиная с 2023 года, она предполагает 25-разрядную тарифную сетку, и она была запущена во всех четырёх субъектах Российской Федерации.

При этом отмечу, что уже начиная с 1 января 2023 года в Запорожье, Луганской, Донецкой республиках и Херсоне принимался российский минимальный размер оплаты труда, с 1 января 2024 года он [составляет] 19 242 рубля.

Также сейчас он используется при расчёте заработной платы и остальных социальных пособий и выплат – но с учётом того, что изначально мы только формировали службу, активно использовали инструмент командирования сотрудников из других субъектов на новые территории, а также привлекали наши подразделения из других 75 субъектов с точки зрения дистанционной обработки тех сведений, которые к нам поступают.

Почему я делаю на этом акцент? Потому что у нас получилось достаточно массово, одномоментно формирование всего пакета документов для назначения мер поддержки. Мы с начала 2023 года уже назначили российскую пенсию для 1 миллиона 400 тысяч наших граждан. То есть это потребовало обработки документов, всё это проходило вручную, факты подтверждения стажа и так далее.

Помимо пенсий, также начиная с 2023 года, производится назначение непосредственно единых денежных выплат, которых уже назначено свыше 220 тысяч, единые пособия на детей и беременных женщин – 247 тысяч уже назначено на этих территориях. И сегодня мы по некоторым решениям продлили запланированный нами переходный период за рамки 2024 года – понимаем, что по некоторым направлениям ещё не вся инфраструктура готова, мы просто эти особенности не готовы «снять» в рамках действующего законодательства.

Конечно, сейчас у нас стоит вопрос относительно кадровой обеспеченности восстанавливающихся предприятий на территориях новых субъектов. В условиях текущего состояния рынка труда, рынка труда соискателей в целом по Российской Федерации мы видим рекордно низкий уровень безработицы, видим серьёзный запрос со стороны работодателей, особенно на рабочие кадры. Но в новых субъектах эта ситуация особо отражается, потому что требуются специалисты узких специальностей – это производственные циклы, это строительные работы, водители транспорта.

В связи с этим развернули работу центров занятости на этих территориях, организовали переподготовку. Сегодня порядка 87 процентов граждан, которые обращаются в центры занятости, у нас трудоустраиваются [в новых регионах]. Плюс ко всему в рамках переподготовки мы из 3700 людей, которые к нам обратились, более трёх тысяч тоже уже трудоустроили. Соответственно, сейчас совместно с местными предприятиями, с субъектами Российской Федерации активно формируем программу вовлечения граждан в занятость.

На первоначальном этапе, конечно же, это были общественные работы с точки зрения привлечения людей на разбор завалов, на ремонтные работы. Сейчас уже требуется повышение квалификации, привлечение их в отдельные направления того или иного производственного сектора. В целом, Владимир Владимирович, мы нацелены на то, чтобы у нас уровень социальной политики в целом по стране был равномерный.

Безусловно, у субъектов есть полномочия где-то предоставлять больший объём мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, но мы нацелены на то, чтобы выработать минимальные единые требования и стандарты оказания этих услуг. Работаем над тем, чтобы и новые территории вошли и смогли внедрять у себя принципы социального казначейства в ближайшие годы.

<...>

Источник: Kremlin.ru