Открытый разговор Сергея Литвинова с юной писательницей, членом Союза писателей Луганской Народной Республики, эссеистом и драматургом из Луганска Фаиной Савенковой. Разговор шёл о творчестве, жизни, политике и войне.
— Здравствуй, Фаина.
— Добрый день, Сергей
— Фаина, расскажи нам, пожалуйста, о себе и о своем творчестве. Почему ты решила начать писать?
— Ничего особенного я рассказать о себе не могу. Пишу сказки, романы, статьи. Занимаюсь тхеквондо и борюсь за мир. Это все, что может делать подросток в моем возрасте. Особенного мало. А так — люблю творчество, люблю придумывать новые истории, новые миры. Когда была совсем маленькой, уже сочиняла небольшие сказки, просто в то время их никто не записывал.
— Ты еще и очень скромная, если считаешь, что ничего особенного нет в твоих увлечениях. Скажи, пожалуйста, в каком возрасте ты написала свое первое произведение?
— Свое первое произведение я написала в 10 лет. Это был рассказ по мотивам сказки Андрея Усачева на конкурс в Луганске — «Рассказ о рыбе-ките». Потом была «Глициния и Кошка» и «Ежик и небо». А в 2019 появилась моя первая пьеса — «Ежик надежды».
— Фаина, какие писатели оказали влияние на тебя и твое творчество? Наверное, это Кир Булычев, Льюис Кэррол и Эдгар По? Я знаю, что ты пишешь не только эссе, у тебя есть и замечательная пьеса, которую ты упомянула ранее — «Ёжик надежды», она уже переведена на чешский язык. Расскажи о ней нам подробнее, пожалуйста.
— Это моя дебютная пьеса. Она сразу получила спецприз на фестивале драматургии ASIL в Казани и вошла в шорт лист-взрослого конкурса «Автора — на сцену!» Я была единственным 11-летним драматургом на взрослом конкурсе. Это пьеса с непростой судьбой: она получила практически все шорт-листы на конкурсах драматургии, напечатана во многих журналах и издана в книге, но так и не была поставлена на сцене. Кстати, многие в «Ежике надежды» увидели отображение войны в Донбассе, чего изначально там не было. Что в чем-то подтверждает — суть большинства конфликтов одна.
— Пьеса у тебя получилась очень эмоциональная: и страх, и грусть, и вера, и надежда, и счастье — все есть в этом произведении. Хочется верить, что у всех все получится, как у Ёжика получилось вернуться к маме. И что все могут исправиться, если они ошиблись, как ошибался Скворец. Ёжик показал ему, что добрые поступки можно делать всегда — и по отношению к другу, и по отношению к врагу — все равны. И Скворец исправляется. Ты дала ему второй шанс. А в жизни, как ты считаешь, люди могу исправляться, стоит ли им давать второй шанс?
— Эта сказка, в том числе, и о самопожертвовании, и о том, как с добрыми намерениями можно натворить бед. Ужик готов был пожертвовать во имя Ежика своей жизнью, ведь мы не знаем, что с ним в итоге произошло. А Скворец сам себя убедил в том, что Ежи являются врагами и настроил всех молодых скворцов против главного героя. Он это делал, как ему казалось, во имя спасения птиц, но когда он понял, что ошибся — переубедить птенцов уже не было возможности. Поэтому Скворцу я дала второй шанс — из-за того, что точно знала, что он осознал свои ошибки. А вот насчет людей… Не знаю, у меня такой гарантии нет, да и дать ее никто не может. Слова — это всего лишь слова… Наверное, если поступки человека будут говорить о том, что он исправился — тогда и стоит решать.
— Откуда такие герои? Почему именно Ёжик, Ужик, Скворец? Не Лисица, например, и Зайчонок? Как ты подбираешь персонажей для своих героев?
-Я пишу о характерах. Ежики едят ужей. Помните, в конце мама Ежика безразлично говорит: «Ты волнуешься из-за еды?» Он воспринимает ужа как пропитание, а Ежик его воспринимает как друга и учителя. Ну, а почему не Зайчонок или Лисица? Зайцы и лисы умеют хорошо плавать, а ежики — плохо. Кроме того, у нас во дворе иногда бегают ежи, так что выбор персонажей в чем-то был очевиден.
Хорошо, что у пьесы счастливый финал – Ёжик вернулся к маме, а Ужик, его судьба дальше неизвестна — он упал в воду. Мы знаем, что он умеет плавать — он исполнил свою мечту, увидел море? Многим интересна его судьба. Мне тоже она интересна. Но пусть каждый решит для себя сам. Хотя могу сказать, что лично для меня Ужик жив, здоров и исполнил свою мечту, ведь его характер я писала со своей мамы
— Сколько времени заняло написать такое произведение?
— Вы знаете, очень многие взрослые драматурги посчитали мою пьесу профессионально написанной. А на самом деле, когда-то у меня был разговор с моим учителем, Глебом Бобровым, писателем из Луганска. Он в шутку сказал: «Напишешь пьесу — приму в Союз писателей ЛНР». Вот так за два месяца я и училась писать пьесы, и в 2019 году стала 11-летним членом Союза писателей ЛНР.
— Тогда нужно поблагодарить Глеба Боброва за то, что он так удачно пошутил. Благодаря этому получилось замечательное, талантливое произведение! Когда я читал эту пьесу, то представлял спектакль, который уже идет на сцене. Хотела бы ты, чтобы по твоему произведению поставили спектакль? Может быть, уже были такие предложения?
— Постановки любой пьесы — это сложный случай. Нужно быть в театральной среде. Так просто попасть в нее практически невозможно. Да, предложения есть, их много. И по первой пьесе, и по второй, но пока — все в режиме ожидания.
— Я верю, что у тебя все получится и спектакль все же будет поставлен. Я бы с удовольствием на него сходил. Думаю, что таких оптимистичных, дающих надежду и веру в добро произведений должно быть как можно больше. Фаина, скажи, хоть это произведение и о надежде, о встрече с любимой мамой, но в нем идет и тема войны. Войны между птицами (скворцами) и ежиком (который даже не знал, что воюет) за небо. В конце звучит такая фраза «Когда-то давно скворцы сражались с ежами за небо и землю под ним. И в этой войне не было ни победителей, ни проигравших, потому что небо не может никому принадлежать». Хочется обратиться к той ситуации, что сейчас происходит в твоих родных краях. Так уж получилось, что ты знаешь про войну много, пожалуй, даже слишком много для твоего возраста. Как ты думаешь, бывают ли на войне победители и проигравшие? Или мир должен принадлежать всем людям, как небо — птицам?
— Мир не должен быть игрушкой в чьих-то руках. Это страшная мысль, с которой и начался конфликт в Донбассе. Я, конечно, не писала о событиях у нас, но из-за войны в пьесе между скворцами и ежами украинская пропаганда посчитала, что это о событиях в Донбассе. Если раньше я думала, что можно договориться мирным путем, то сейчас считаю, что нужна Победа. Мир сильно изменился и многие воспринимают добрую волю как слабость, продолжая убивать. Поэтому небо должно принадлежать всем, но после нашей Победы.
— Я знаю, что на Украине тебя занесли в список проекта «Миротворец», где собраны данные людей, в том числе и детей, совершивших, по их мнению, преступления против украинского государства и общества. Скажи, пожалуйста, как ты считаешь — что такого может сделать ребенок, чтобы его внесли в подобный список? Чем ты их так напугала?
— Вы знаете, на сайте «Миротворец» — 327 детей. Многих занесли за участие в акциях ко Дню Победы, пересечение границы. Меня внесли за то, что я обратилась в ООН с просьбой остановить войну, потому что дети Донбасса тоже имеют право на мирную жизнь. За творчество и мое мнение сайт «Миротворец» и невзлюбил меня. Но там совсем не ожидали, что я открою рот и начну публично говорить об этих противозаконных действиях, начну бороться против нарушения моих прав. Это впоследствии дошло до генсека ООН и фонда ЮНИСЕФ. Наверное, «Миротворец» действительно по-своему боится меня, ведь в Европе и США слышат то, что я говорю и пишу. Поэтому если вначале я была жертвой российской пропаганды, то сейчас — я пособник террористов и участник проекта спецслужб России по борьбе с Украиной. В общем, впечатляющий послужной список. Одна с легкостью заменю Петрова и Баширова.
— Да, список у тебя не по возрасту! Голос каждого человека очень важен, не менее важен и голос ребенка. Если же «недострана» боится детей, думаю, ты понимаешь то, о чем это говорит.
— Это говорит только о слабости. Больше тут и добавить нечего.
— Я могу тебе точно сказать, что если уж ты в этом списке, куда попали многие известные и влиятельные люди, например, недавно попал президент Сирии Башар Асад, то ты смогла донести свой голос и свою позицию до многих людей. Да и само название – «Миротворец» –говорит лишь о мире, который люди, записанные в нем, хотят создать. Мире для всех, для детей и взрослых. Мы понимаем, что ты стараешься принести МИР в этот МИР! И у тебя есть ряд эссе, посвященных военным действиям. Например, эссе «Забытые судьбы», где ты пишешь: «Связь поколений – в стремлении к миру и созидании его ради счастья своих детей, а не в стремлении все разрушить». Почему некоторые люди забывают эту простую истину?
— Сложный вопрос. Просто много лет люди жили для себя, не заботясь ни о будущем, ни о сохранении наследия прошлого. Сейчас многие начинают понимать, что происходит, ведь связь поколений — это история каждой отдельно взятой семьи нашей огромной Родины. И те, кто проиграл войну, хотят переписать историю или заменить альтернативной, стирая тем самым и прошлое наших близких. Тот же Зеленский. Почему он уничтожает свою страну? Потому что ему неважно, что будет с Украиной — он уедет. Если успеет. А Украина погибнет. Думаю, нам всем есть чему поучиться в этой ситуации.
— У тебя есть еще ряд работ на эту тему: «Верить и надеяться», где ты говоришь о вере в мирное существование: «Я хочу, чтобы в небе Донбасса летали пассажирские самолеты, а не бумажные фонарики» (которые запускали в день защиты детей, в память о детских жертвах), «Взрослое молчание», «Детский смех победы». Все эти работы пропитаны болью и верой в светлое будущее. Которое, я тоже верю, непременно настанет. Когда читаешь эти строки, написанные ребенком, у которого не было нормального, мирного детства, на глаза наворачиваются слезы. Что придает тебе силы писать дальше о военных действиях?
— Ну, я пишу не о боевых действиях и войне. Мои работы о людях на войне. Разница все же есть. А силы придает моя семья, мои животные и, конечно, вера в то, что делаю, о чем рассказываю в своем творчестве. Я ведь пишу о детях и для детей. И это, конечно же, меня поддерживает и помогает писать и жить в условиях войны.
— Ты как раз начала отвечать на мой следующий вопрос. Как ты думаешь, кто читатель этих произведений? Они рассчитаны в первую очередь на взрослых, чтобы они услышали голос детей, детство которых проходит под обстрелами, или для сверстников — чтобы они понимали, что происходит?
— Я детский автор и, конечно же, все мои произведения в первую очередь для подростков. Не думаю, что они меньше понимают в том, что происходит. Большая ошибка думать, что дети и подростки не могут понять ту боль и ужас, которые чувствуют их сверстники в Донбассе. Но взрослые меня тоже слышат. Я же не только писатель, но и подросток, который все это время живет в Луганске и рассказывает о том, что видит. Это важно. Словам взрослых в мире уже не верят. Детей — пока еще слушают.
— Мне бы хотелось, чтобы как можно больше твоих сверстников, детей и подростков познакомились с твоим творчеством. Потому что дальше Вам строить бедующее, и Вам рано или поздно придется решать, каким оно будет. Будущее «с памятью о войне, но с верой в мир»! (цитата из «Детский смех победы»). В своих работах ты поднимаешь еще одну очень важную тему. Во время военных действий она для многих уходит на второй план или полностью забыта, но это не означает, что проблемы нет. Я сейчас говорю об эссе «Донбасс любовь моя, Донбасс боль моя» и о проблеме экологии. Про то, что от войны страдают ни только люди, но и вся экосистема. Расскажи подробнее, какие изменения видела ты?
— Я не эколог, а всего лишь ребенок, проживающий там, где идет война. Но и мне видно, что там, где идут активные боевые действия, вряд ли будет нормальная экология. Если все усеяно снарядами, минами, то не думаю, что в этом месте сохранится естественная экосистема. Меняется количество и места обитания животных и насекомых, меняется флора. Естественно, меняется климат. У нас, например, есть районы пустынь. До этого были насаждения хвойных деревьев, чтобы избежать песчаных бурь. Понятно, что в ходе боевых действий много деревьев уничтожено, и сейчас пески подступают ближе к городам. Подземные воды уходят глубже, озера заболачиваются, а реки пересыхают. Но это пока не видно только Гретте Тунберг и мировым экоорганизациям. Или безразлично, что ещё хуже. И это, конечно же, печально.
— Если подобное видно даже человеку, который не является экологом, страшно предположить всю глубину проблемы. Спасибо, что ты столь разносторонне описываешь все события и позволяешь взглянуть на проблему со всех сторон. Многие забывают про то, как страдает экосистема в такие моменты и сколько сил необходимо будет потратить на ее восстановление. В своих произведениях ты всегда поднимаешь очень актуальные темы, например, пьеса «Умри, чудовище!» — когда я прочел название, то ожидал все, что угодно, а не тему сложных взаимоотношений родителей и детей. Или очень интересное произведение «Учителя и ученики», где коты Барсики (души умерших) защищают детей. Как ты думаешь, почему дети слушались котов, а не родителей, которые говорили им не ходить на опасную территорию?
— Я не ищу специальные темы. Пишу свои романы и повести потому, что это, как мне кажется, волнует мое поколение. Пьеса, которую Вы упомянули, с очень сложной судьбой, но я рада, что не изменила в ней ни строчки. Она многим не нравится из-за того, что я показываю сложные отношение в семье, эгоизм взрослых и детей. Когда-то мне сказали, что такие сюжеты очень плохо влияют на подростков — надо писать о счастливой семье, а не о проблемах в ней. Вероятно, многие не дочитали пьесу до конца, ведь главная героиня — Катя — не любя своего младшего брата все-таки спасает его от смерти, вместо того чтобы вернуть, как она надеялась, любимого отца. А рассказ «Учителя и ученики» — это приквел романа «Стоящие за твоим плечом», который был написан в соавторстве с Александром Конторовичем. Книга вышла в 2021 году в издательстве АСТ, а сейчас переведена и издана во Франции. Но начиналось всё именно с маленького рассказа, который я написала вместе с Александром Сергеевичем для сборника «Живи Донбасс» после Первого фестиваля «Звезды над Донбассом». По поводу детей и родителей. Это сложный вопрос. Просто родители и дети по-разному видят и понимают происходящее в этом мире. И не всегда опыт родителей интересует ребенка. Это дорога с двусторонним движением. Родители и дети должны общаться и учиться друг у друга тому, что не умеют или не понимают.
— А ты сама всегда слушаешься родителей?
— Мой опыт не очень интересный. Мои родители дали нам с братом свободу в принятии решений. Но, когда нам дали такую возможность, нам сказали, что ответственность за все то, что мы делаем, мы будем нести сами. Это очень-очень сложный выбор. Так я принимала решение о том, что я публично выскажусь о внесении моих данных на «Миротворец». Так происходит и с моими обращениями к мировым лидерам. Но чем больше меня узнают в мире, тем больше я понимаю, что за каждое сказанное тобой слово нужно отвечать. Поэтому если бы можно было откатить время, я бы попросила родителей эту свободу нам не предоставлять. Хотя и понимаю, что если бы в то время было именно так, я тоже была бы недовольна. Но, думаю, каждый должен побыть ребёнком.
Беседу вел Сергей Литвинов