На площадке форума «Дорожное строительство в России» в Москве состоялась встреча руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова с инициативной группой производственной общественности и руководителями подрядных организаций, осуществляющих дорожную деятельность. Мероприятие такого формата проводится не впервые. Его организатором традиционно выступила Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ».
Открывая встречу, глава Росавтодора отметил, что достигнутые в последние годы результаты и показатели деятельности дорожной отрасли являются рекордными и уникальными, а актуальные задачи дорожной деятельности отражены в Указе о национальных целях развития нашей страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. В частности, к 2030 году в нормативном состоянии должно быть не менее 85 % федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог в составе опорной сети. А смертность в результате ДТП по сравнению с показателем 2023 года должна быть снижена в полтора раза в 2030 году и в два ? к 2036-му.
Одним из ключевых вопросов встречи стал вопрос ценообразования в дорожном строительстве. Руководители подрядных организаций отмечали, что, по их мнению, требует пересмотра подход к формированию начальной максимальной цены контракта. Однако Роман Новиков подчеркнул, что неурегулированных вопросов по методологии ее формирования в настоящее время не существует. Все мероприятия по финансовой деятельности в дорожном хозяйстве выполняются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Глава ведомства добавил, что в последние 3?5 лет в закупочной деятельности создана конкурентная среда: ее постоянными участниками являются свыше 200 представителей рынка.
Участники дискуссии согласились, что в дорожном хозяйстве важен баланс между экономической обоснованностью и технической мыслью. Так, с 25 февраля 2024 года для всех объектов капитального строительства, в том числе и объектов дорожно-строительного комплекса, осуществлен переход на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости. Это позволит повысить достоверность определения сметной стоимости объекта, а также учесть текущую стоимость строительных ресурсов.
Участники также единогласно отметили, что проектирование объектов ? обоюдная ответственность заказчика и проектной организации, и оно должно быть проведено до старта работ. «В дорожной отрасли не существует методологии выполнения работ во что бы то ни стало, все задачи должны выполняться с надлежащим качеством», ? заключил Роман Новиков.
Отдельно он поблагодарил участников рынка за организацию в 2023 году дорожной деятельности в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях: «Важно было начать там работы быстро, что и произошло уже в сентябре. Сегодня эти регионы перешли на работу по действующим в Российской Федерации нормативам. Яркий пример – организация на данных территориях производства щебня, что позволило выполнить серьезный объем работ».
В качестве положительного примера работы региональных проектных офисов глава Росавтодора привел понимание значимости концептуального подхода к дороге как инфраструктурной услуге. Субъекты РФ и бизнес стремятся вводить в эксплуатацию объекты сервиса вместе с завершением работ на дороге непосредственно. Отдельно он отметил эффективность данного направления на участке Казань – Екатеринбург, а в качестве пилотной – Кировскую область.
Ряд руководителей дорожно-строительных компаний отметили чрезмерные, на их взгляд, требования к экологической защите (сброс воды, защита от шума). По данным ФАУ «РОСДОРНИИ», регламентирующий данный вопрос ГОСТ готовится к актуализации, и каждый представитель отрасли может принять участие в этой работе.
Ввиду большого количества инициатив Роман Новиков напомнил о функционирующей системе контроля за расходованием средств дорожных фондов – уникальном инструменте, содержащем максимальный объем отраслевых данных. Глава Росавтодора поручил проработать создание на его площадке ресурса для аналитики предложений представителей дорожного сообщества по системообразующим вопросам. Таким образом, можно будет вырабатывать эффективные решения по волнующим профессиональное сообщество направлениям.
Также на встрече обсудили необходимость постепенного возврата к международной деятельности, так как обмен опытом с представителями дружественных стран положительно скажется на развитии отрасли.
В завершение мероприятия руководитель Федерального дорожного агентства поблагодарил всех участников и президента Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николая Быстрова за организацию эффективной коммуникационной площадки. «Отраслевые общественные организации играют важную роль в методологической организации дорожной деятельности», ? подчеркнул он.