В УПЦ сообщили о своих потерях на фронте. 3 июля на фронте погиб сын протоиерея Александра Максимюка (Острожского благочиния Ровенской епархии канонической УПЦ) 20-летний Александр Максимюк. Об этом сообщил в соцсети секретарь епархии протоиерей Виктор Земляной .
Местные СМИ сообщают, что украинский солдат погиб при выполнении боевого задания в Луганской области.
«Александр на войну ушел добровольцем летом 2023 года, проходил обучение за рубежом, последние месяцы воевал на передовой в составе 3-й отдельной штурмовой бригады. Через месяц воину исполнился бы 21 год», - пишет близкий к верхушке УПЦ информресурс «Союз православных журналистов», ряд сотрудников которого сегодня арестованы СБУ по обвинениям в «подрывной работе против Украины».
Архиепископ Ровенский и Острожский УПЦ Пимен от имени духовенства, монашества и мирян епархии выразил соболезнования протоиерею Александру по поводу гибели сына .
«Пусть Господь примет душу погибшего воина Александра в свои обители и упокоит вместе с праведными. В эти скорбные минуты искренне сочувствуем отцу Александру и родным погибшего воина. Трудно найти слова утешения, когда происходит непоправимое - гибель дорогого человека. Мы не в состоянии изменить обстоятельства, только просим Всевышнего дать вам силы перенести боль утраты», - говорится в сообщении епархии.
Нюанс в том, что упомянутая в тексте 3-я отдельная штурмовая бригада ВСУ – это фактически, реформированный и ребрендированный «Азов» - ее костяк и руководство составляют участники этого, запрещенного в РФ праворадикального военного формирования.
Боец «Азова», выросший в семье священника канонической УПЦ – это говорит о многом.
В прошлом году тот же ресурс СПЖ сообщал о смерти после тяжелого ранения на фронте еще одного сына священника УПЦ Александра Маргиты – уроженца села Грибовицы Владимирского района Волынской области. По случаю его смерти в селе был объявлен трехдневный траур.
Самое интересное, что, как сообщают местные СМИ Волыни, отец погибшего солдата ВСУ – священник УПЦ Игорь Маргита - настоятель того самого Покровского храма в Грибовице, который еще в 2015 г. был силой захвачен предшественником нынешней подстамбульской ПЦУ- непризнанным «Киевским патриархатом». Спустя два года отец Игорь с общиной построил новый храм на своем личном участке. А в 2019 году его назначили настоятелем еще и на Михайловский приход в Топилище.
Все эти сообщения, локальные на первый взгляд, весьма информативны и дают основания для ряда глобальных выводов. Смысл их распространения ресурсами УПЦ в том, что это своеобразная линия публичной защиты Церкви от нападок государства и ультраправых структур, обвиняющих УПЦ в связях с Москвой и в поддержке СВО.
Сообщая о своих потерях на фронте УПЦ как бы публично заявляет: мы тоже с народом, несем потери, как и все, а нас при этом еще и обьявляют «московскими». Аналогичную задачу выполняют и многочисленные сообщения о благотворительной волонтерской помощи общин УПЦ разным частям ВСУ.
Правда, судя по не меняющейся риторике власти, так и не оставившей идей запрета УПЦ, такой метод защиты не очень помогает, а оценить его влияние на «молчаливые массы» мы не имеем возможности из-за отсутствия достоверных данных.