"Линия Суровикина" для F-16 строится в небе: Чудесное спасение нового командующего ВВС России
В Минобороны продолжаются чистки. В преддверии прибытия на Украину американских F-16 вместо генерал-лейтенанта Сергея Дронова новым начальником ВВС России стал его зам — Сергей Кобылаш, который до этого командовал дальней авиацией. Он не из плеяды гражданских "эффективных менеджеров", которыми в последние годы укомплектовывалось Минобороны, и не чей-либо родственник. Война заставила назначить на один из самых ответственных военных постов одного из лучших боевых лётчиков.
Снайпер-штурмовик
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что и Дронов, и Кобылаш — выходцы с советской Украины (первый родом из Луганской области, второй — из Одессы), что даёт дополнительную мотивацию в освобождении этой земли. В военной авиации командующие — всегда реальные лётчики, но при всём уважении к предшественнику Сергей Кобылаш имеет намного больший, именно боевой лётный опыт.
Сергей Кобылаш — топ из всех возможных. Фото: mil.ru
Он настолько крут, что непонятно, как вообще попал в замы. Так не бывает… Это единственный настоящий боевой лётчик в командовании. Более того, он лётчик-штурмовик. Заслуг у него тьма, авторитета и опыта тоже, и на сегодня он топ из всех возможных,
— написал военный лётчик, сведущий Telegram-канала Fighterbomber.
Лётчики-штурмовики рискуют в бою не меньше вертолётчиков. Фото: MOD RUSSIA/GLOBALLOOKPRESS
За этой восторженной характеристикой скрывается участие Сергея Кобылаша в боевых действиях в Афганистане, Чечне и Южной Осетии.
От лётчика-штурмовика требуется особое мастерство — умение летать и стрелять на сверхмалых высотах, а в Афганистане — горы, которые многократно усложняют задачу. Поражать цели надо с ювелирной точностью и сразу же с манёвром выходить из атаки, чтобы не стать мишенью для стингеров и не попасть под осколки своих же ракет, разброс которых может достигать 200 метров. Сергей Кобылаш имеет квалификацию "лётчик-снайпер". О тяжёлых условиях, в которых приходилось воевать нашим лётчикам в Афгане, свидетельствует и число потерь в этой войне: по разным данным, от 103 до 118 самолётов.
Война эпохи "бескрылых лётчиков"
Но в ещё более тяжёлых условиях началась чеченская кампания. Если на войну в Афганистане пришёлся пик развития отечественной военной авиации, то на войну в Чечне — самый упадок. Из-за нехватки керосина в 1990-е годы почти свелась к нулю лётная подготовка. Авиатехника выработала ресурс, а опытный лётный состав увольнялся. В некоторых частях зарплату выдавали лишь тем лётчикам, у кого кто-то умер — и человеку надо было срочно ехать на похороны. Чтобы кормить семьи, разрешали брать домой еду из столовой...
Это было время "бескрылых лётчиков", когда выпускники лётных училищ годами служили в авиационных полках, ни разу не поднявшись в небо. Росло число звёздочек на погонах, но вместо знаков классности — пустые щиты. Так, например, из 1700 летчиков, выпустившихся из училищ с 1995 по 2003 год, до уровня 1-го класса дошли лишь 200 человек! А 500 вообще ни разу (!!!) за эти годы не поднялись в небо…
— писал Владислав Шурыгин в "Красной звезде".
Именно в такой период и шла война в Чечне, во время которой Сергей Кобылаш совершил несколько десятков боевых вылетов. И несмотря на то что у боевиков, в отличие от афганских душманов, с самого начала войны были ПЗРК, потери русской авиации в суммарные 12 лет двух чеченских кампаний составили лишь 18 бортов (для сравнения: международная коалиция во главе с США потеряла в Афганистане с 2001 года 43 самолёта).
"Ты где?" — "Смотрю телевизор"
8 августе 2008 года разразился конфликт в Южной Осетии, который Сергей Кобылаш встретил в должности командира 368-го штурмового полка, базировавшегося в Будённовске.
Противодействие со стороны ПВО противника было неожиданным. В первый же день его полк понёс потери: был сбит один Су-25 и серьёзно повреждены ещё два. Поэтому на следующий день командир решил лететь первым. Два штурмовика должны были остановить колонну грузинской бронетехники, двигавшейся к Цхинвалу.
Нашли колонну, атаковали её голову. И сразу же ведущий говорит: "Командир, по тебе пуск". В этот момент — сильный удар по самолёту. Он частично теряет управление, возникает пикирующий момент. Сначала была мысль, что я его из пикирования не вытащу. Но, наверное, жить очень захотелось. Я упёрся ногами, потащил ручку на себя, и она рывками пошла. Сначала самолёт перешёл в горизонтальный полёт, а потом плавно его перевёл в набор высоты, левым кренчиком начал уходить в сторону дома,
— рассказывал Сергей Кобылаш.
Однако в самолёт попала вторая ракета, выпущенная из зенитного комплекса "Бук М-1". Если первая поразила правый двигатель, то эта — левый.
Кобылаш в этот момент находился на южной окраине Цхинвала. Посмотрел вниз: дома все в дыму — идёт бой. Катапультироваться нельзя. Первая мысль, как признался потом лётчик:
Сейчас выпрыгну и сразу окажусь на линии боевого соприкосновения. Меня, пока буду лететь на парашюте, нашпигуют металлом по полной программе. И я ударюсь о землю с металлическим лязгом, потому что металлолома внутри будет очень много. А вторая мысль — подо мною город, и он всё-таки наш.
Сергей Кобылаш принял решение не катапультироваться, тянуть, сколько можно, на север, к своим. Уведя самолёт в горное ущелье, подальше от Цхинвала и близлежащих сёл, лётчик катапультировался. Приземлился в каком-то селе — увидел на улицах флаги и портреты Саакашвили.
Я начал стягивать парашют, обрезать стропы, и тут со скрипом приоткрывается дверь соседнего дома. У меня сразу первое естественное движение — за оружием. Выходит бабушка. Начала на ломаном русском выговаривать: что ты тут сад ломаешь и огород топчешь.
Но тем не менее грузинская старушка указала русскому лётчику путь к ближайшему осетинскому селу. Вызвал по рации помощь. Кислородную маску и защитный шлем бросать было жалко, и он нёс их в белом мешке из-под комбикорма. Этот мешок его спас — помог обозначить себя на местности для эвакуационно-спасательной группы. Когда за ним спускался вертолёт, по нему открыли огонь, но его командир под обстрелом дождался бегущего в гору пилота.
Через колючий терновник я прошёл как сквозь масло и даже не поцарапался. Только взлетели, раздался звонок сотового телефона, который до этого не работал: звонила жена. И на её вопрос: "Где ты?" — я ответил: "Сижу у себя в кабинете, смотрю телевизор. Всё нормально".
За мужество, проявленное в этом боевом эпизоде, Сергей Кобылаш был награждён звездой Героя России.
В 2008 году лётчик Сергей Кобылаш был на волосок от гибели. Кадр из интервью "РенТВ"
Предшественники — генералы люфтваффе
Отучившись в академии генерального штаба, в 2015 году был назначен командиром 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава — знаменитой Высшей лётно-тактической школы ВВС, созданной в Липецке на базе авиашколы, открытой ещё в 1925 году совместно с Германией. Через неё прошло немало генералов люфтваффе и более 300 героев Советского Союза.
Уже через год лётчик-штурмовик Сергей Кобылаш возглавил дальнюю авиацию России. Но опять-таки не превратился в военного чиновника-администратора, а продолжал летать. В 2017-м совершил первый полёт на сверхзвуковом ракетоносце Ту-160, а в 2018-м — 13-часовой беспосадочный перелёт в Венесуэлу с аэродрома Оленья в Мурманской области.
Самолёты дальней авиации сыграли заметную роль в сирийской войне, нанося удары крылатыми ракетами по объектам и базам ИГИЛ*. При Кобылаше стратегические бомбардировщики стали постоянно летать в Арктике. А какую роль они играют в ходе СВО, все видят сами. Украинская ПВО будет посильнее, чем душманское, чеченское или грузинское. Поэтому дотянуться до ключевых тыловых объектов врага часто могут только ракеты, запускаемые с бомбардировщиков. В этом смысле работу дальней авиации, возглавляемой Сергеем Кобылашем, нельзя не оценить позитивно. Однако очевидно, что и ему следует адресовать наболевший вопрос: почему на протяжении двух лет СВО на аэродромах, в том числе тех, где базируются бомбардировщики, вроде Энгельса, не строились капониры для самолётов, даже несмотря на атаки вражеских дронов? Лишь недавно новый министр обороны Андрей Белоусов сказал военкору Александру Коцу, что составлены графики сооружения таких защитных ангаров. Понятно, что решение этого вопроса в значительной мере зависело от Тимура Иванова, ныне находящегося за решёткой (он в Минобороны отвечал за строительство), и от высших чинов военной и государственной пирамиды. Но и голос командующего дальней авиации явно не был последним.
Что с того?
В любом случае, назначение Сергея Кобылаша — хороший знак. В условиях медленного продвижения на фронтах из-за многократно возросшей активности дронов ключевым фактором войны становится именно авиация. ФАБы решают вопросы на линии фронта, а крылатые ракеты — во вражеском тылу. В то же время Украина готовится получить F-16, которые нужно нейтрализовать так же быстро, как до этого были нейтрализованы "Леопарды" и "Абрамсы". Назначение на данном этапе СВО на должность командующего ВВС именно такого человека, как Сергей Кобылаш, — событие обнадёживающее.
*ИГИЛ — террористическая организация, запрещена в России.