Россия превосходила Украину во много раз почти по всем позициям. (Как сказал в первый день боевых действий знакомый полковник "они такие же как мы, только техники намного меньше") ВСРФ превосходила в несколько раз по количеству танков и другой бронетехники, единиц артиллерии, РСЗО, в десятки раз в авиации и ПВО, превосходит возможно в сотни раз по количеству крылатых и баллистических ракет оперативно-тактического уровня, у Украины практически отсутствует военно-морской флот, нет космических войск и ядерного оружия.
Единственная сильная сторона ВСУ это личный состав - кадровый на начало боевых действий и добровольцы первой волны. Они оказались способны противопоставить подавляющему огневому и техническому превосходству российской армии новые формы организации, более соответствующие моменту. ВСУ показали большую стойкость в обороне и способность к быстрым маневрам, совершали лихие атаки, высаживали десанты в тылу. Командование толкало их на самоубийственные наступления и пиарные атаки, типа Крынок, они были вынуждены сидеть в окружении и не сдавались без команды из Киева. Украинцы выдавали неожиданный результат из минимальных ресурсов. И честно говоря это было для меня в определенном смысле шоком. Я был уверен, что они через некоторое время сдадутся или перейдут к партизанским формам сопротивления.
Меня это удивило, но не для тех, кто отслужил в Советской Армии и вспоминал, сколько среди офицеров было людей с украинскими фамилиями. Также не было это удивительным для донецких и луганских ополченцев, которые с украинцами воевали восемь лет.
Есть разные версии, почему хохлы из анекдотов оказались настолько крепкими солдатами. Одни говорят, что они всегда ими были, и что выпускники КВОКУ были с огоньком. Другие - что украинцев англо-саксы натренировали. Конечно, первая причина - восьмилетняя практика. А ещё, думаю, что национальный характер подходит к требованиям современной войны. В разные эпохи, на разом уровне развития вооружений разные требования к солдатам. В эпоху батальонов была важна железная дисциплина и подчинение, во времена танковых колонн - четкая организация и технические компетенции, а сейчас нужно быть индивидуалистом, хитрожопым и упёртым. Это типичный украинец.
Вот они и воевали мобильными бронегруппами, блуждающими батареями, подползали с гранатомётами к танковым колоннам и подлавливали самолёты в воздушных засадах. Страшно представить, что было бы, если б у ВСУ была серьезная поддержка западного ВПК с самого начала.
Ещё нужно вспомнить, что из-за недостатка техники они выдавали на гора приблуды, без которых теперь нельзя представить ни одну серьезную армию. Мавики, дроны-бомбардировщики, FPV-дроны, БЭКи - все это попытки компенсировать отставание по всем вооружениям. Притом многие поделки были буквально свёрнуты на коленке. Западная помощь приходила на Украину эпизодически и в гомеопатических дозах. А британская и американская аналитика и обучение сейчас уже не кажется таким преимуществом. Кто кого ещё должен учить
Но что сделали украинцы, не желая того сами, это спровоцировали реорганизацию российской армии в соответсвие с современными требованиями. Первое время донецкие были в некотором офигении от боеспособности многих общевойсковых подразделений. Хотя конечно некоторые были вполне подготовленными и профессиональными, однако имели только опыт колониальных войн, таких спецопераций совершенно не похожих на нынешнюю. Теперь по примеру противника и структуру поменяли, колоннами ездить перестали, новинки внедряют, тоннели копают. Только многие из этих новшеста могут быть приостановлены.
При такой большой разнице в ресурсах российской армии не столько нужны креатив и индивидуализм, сколько управляемость, контроль и скорость принятия решений. Идёт наработка опыта у личного состава, включилась промышленность - КАБы, Ланцеты, крылатые ракеты. Порядок, как известно бьёт класс. И все эти экспериментальные подразделения, новаторство и волонтерство нужны были скорее для тяжелого момента. Как только система станет на ноги, она лишние элементы устранит.