Дата в истории Луганска. Первый паровоз
93 года назад, 30 ноября 1931 года, в Луганске был выпущен первый легендарный тяжёлый паровоз серии ФД - «Феликс Дзержинский».
ФД («Феликс Дзержинский»; заводское обозначение — 1П — «1-й тип паровоза»; прозвища — Федя, Федюк, Феликс) советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1, производившийся Луганским (позже Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год.
Проектирование и постройка первого паровоза серии заняли рекордно короткий срок — 170 дней, и это при том, что на нём было применено множество нововведений, которые кардинально изменили советскую школу паровозостроения. Полученный при проектировании и производстве «Феликса Дзержинского» опыт был использован при создании всех последующих советских паровозов. ФД обслуживал важнейшие грузовые направления, увеличивая их провозную способность за счёт повышения веса и, особенно, технической скорости движения грузовых поездов в условиях предельного использования винтовой сцепки и нереконструированного верхнего строения пути. Являлся одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел среди них самую высокую силу тяги.
Создание паровоза стало результатом напряженной работы коллектива конструкторов Центрального локомотивного бюро, который внедрил множеству инноваций, изменивших подходы к паровозостроению. Но не только технические достижения привлекли внимание – имя «Феликс Дзержинский», данное паровозу, символизировало мощь и идеалы своей эпохи.
Паровозы серии ФД быстро завоевали популярность: за десять лет было произведено 3213 машин. Да, Великая Отечественная война помешала дальнейшему производству, но даже в это непростое время сборку незавершенных паровозов удалось завершить в Улан-Удэ.