ЛУГАНСК, 12 февраля. /ТАСС/. Порядка 1,5 тыс. человек стали жертвами мошенников в 2024 году в Луганской Народной Республике (ЛНР). Сумма ущерба составила более 600 млн рублей, сообщил ТАСС начальник управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД по ЛНР подполковник полиции Андрей Левченко.
"Всего на территории республики у нас около 1,5 тыс. потерпевших [от рук мошенников] за прошлый год. Ущерб составил более 600 млн [рублей]", - сказал он.
По словам Левченко, самым распространенным способом мошенничества в 2024 году стали звонки на телефон или через различные мессенджеры из расположенных по большей части на Украине кол-центров мошенников. Последние представляются сотрудниками банков или различных ведомств и сообщают жертве о наличии кредита либо подозрительной активности на счетах с целью убедить перевести деньги на так называемый безопасный счет. Для давления на жертву злоумышленники также могут утверждать, что с банковского счета потерпевшего были переведены деньги в пользу ВСУ.
"Со схемами, которые касаются перевода денежных средств мы активно боремся, и у нас есть успехи. Но стоит отметить, что мошенники не стоят на месте", - сказал подполковник.
Другие схемы мошенников
Левченко также отметил, что в последнее время в стране получила распространение схема с виртуальными или токенизированными картами. Мошенники уговаривают жертву привязать такую карту к своему электронному кошельку, а затем через банкомат перечислить на нее наличные.
В ходе общения с жертвой злоумышленники зачастую используют различные функции мессенджеров: например, возможность трансляции экрана с устройства. "Жертвы включают трансляцию экрана, и злоумышленники, уже зная номера счетов потерпевших граждан и видя сообщение из банка о подтверждении транзакции, удаленно переводят деньги на свои счета", - объяснил Левченко.
Он также отметил, что одной из самых распространенных на территории ЛНР является давно используемая по всей стране схема "родственник в беде". Она направлена в основном на пожилых людей. "Схема простая: мошенники звонят на мобильный телефон либо на стационарный, используя фактор неожиданности. В трубке раздается очень громкий голос плачущих женщины или мужчины, умоляющий оказать помощь", - рассказал он. Затем трубку берет другой мошенник и побуждает жертву перевести или передать курьеру деньги.
Подполковник также напомнил, что мошенники могут создавать в мессенджерах поддельные аккаунты родственников или знакомых своих жертв.
В качестве совета гражданам подполковник рекомендовал не отвечать на звонки с незнакомых номеров, а также включить в настройках мессенджера пункт, который не позволяет принимать звонки и сообщения от тех, кого нет в списке контактов.