18 марта 2025 г. в ходе заседания расширенной коллегии Минюста России Министр юстиции Российской Федерации Константин Чуйченко доложил о результатах работы ведомства за прошедший год, а также определил приоритетные направления деятельности.
Одним из важнейших направлений работы является интеграция воссоединенных субъектов в российскую правовую систему.
«Этот процесс практически завершен. Обеспечена работа системы регионального публичного управления, деятельность муниципалитетов и бесперебойное функционирование важнейших правовых институтов, таких как нотариат и адвокатура. Жители всех воссоединенных субъектов получают документы российского образца, а региональные органы ЗАГС оказывают услуги по регистрации актов гражданского состояния с учетом экстерриториального принципа. Созданы и успешно действуют территориальные органы ФСИН и ФССП России, экспертные лаборатории. Регламентирован порядок применения российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Урегулированы вопросы судебной системы», – сказал Министр.
По его словам, актуальной остается задача образования института мировой юстиции. В настоящее время Минюст России оказывает содействие в подготовке проектов региональных законов, регулирующих порядок назначения и деятельности мировых судей.
На постоянной основе проводится систематизация региональных и муниципальных правовых актов, а также ведомственных актов министерства. Константин Чуйченко сообщил, что за 2024 год было отменено более 1700 приказов и распоряжений Минюста России, фактически утративших силу. Кроме того, были отменены практически все нормативные правовые акты органов юстиции СССР и РСФСР, которые фактически не применялись, но оставались формально действующими.
Министр отметил, что важным направлением работы остается либерализация уголовного законодательства. В 2024 году были увеличены пороговые значения крупного и особо крупного ущерба для целей квалификации 36 составов преступлений в сфере экономической деятельности. Это позволило декриминализировать ряд преступлений и перевести их в разряд административных правонарушений.
Сейчас Минюст России разрабатывает проект Концепции уголовно-правовой политики Российской Федерации. Константин Чуйченко пояснил, что большое внимание в проекте уделяется расширению оснований для назначения наказаний, не связанных с лишением свободы. Для выработки конструктивных предложений при Минюсте был образован Научно-консультативный совет по совершенствованию уголовной политики. В него вошли практикующие юристы и представители ведущих образовательных и научных организаций.
Приоритетной задачей является дальнейшее развитие адвокатуры и профессионализация на её основе судебного представительства.
«Мы неоднократно обсуждали этот вопрос с профессиональным сообществом и пришли к выводу, что адвокатура является оптимальной платформой для объединения профессиональных юристов, защищающих интересы граждан в судебном порядке. У адвокатуры есть всё необходимое: сформированная инфраструктура, выверенные своды этических норм и профессиональных стандартов, а также наработанная годами практика их фактического применения», – сказал Константин Чуйченко.
Минюстом России и Федеральной палатой адвокатов были подготовлены конкретные нормотворческие предложения. Они прошли процедуру согласования со всеми заинтересованными госорганами и в этом году представлены Минюстом в Правительство Российской Федерации.
Так, предполагается, что представительство в судах по общему правилу будет осуществляться главным образом адвокатами. Нововведения не затронут близких родственников, государственные юридические бюро, патентных поверенных и ряд иных субъектов, чья деятельность регулируется специальным законодательством.
«Особо подчеркну – государство не будет вмешиваться в адвокатскую деятельность. Все необходимые изменения профильного законодательства должны осуществляться строго в соответствии с принципами независимости адвокатуры», – заявил Константин Чуйченко.
Планируется, что консолидация юридической профессии будет реализована в несколько этапов. По словам Министра, предусмотренный длительный переходный период для вступления положений закона в силу обеспечит последовательный переход юристов в адвокатуру, а также сохранит доступность и качество юридических услуг.
Особое внимание Константин Чуйченко уделил вопросам нового регулирования нотариальной деятельности. Он подчеркнул, что нотариат выполняет государственную функцию, и, исходя из этого, государство должно иметь право контролировать то, каким образом осуществляется нотариальная деятельность, и формировать правила, по которым должен работать нотариат.
«Мы не ставим вопрос о возрождении государственного нотариата. Необходимость реформ обусловлена тем, что действующий закон о нотариате в принципе не соответствует текущей правовой парадигме. «Основы законодательства о нотариате» были приняты еще в 1993 году. В дальнейшем в них постоянно вносились бессистемные изменения, которые полностью выхолостили всё участие государства в нотариальной деятельности и практически лишили его всех контрольных полномочий. Это привело к злоупотреблениям, коррупционным рискам и недостаточному уровню защиты прав граждан при совершении нотариальных действий», – отметил Министр.
Минюст России разработал проект нового закона о нотариате. Он уже прошел процедуру публичного обсуждения и был согласован с заинтересованными органами государственной власти. Его рассмотрение и принятие запланировано на 2025 год. Одно из ключевых предлагаемых изменений – реформа системы тарифообразования на нотариальные услуги. Стоимость нотариальных услуг будет регулироваться государством.
Также будут повышены требования к лицам, желающим стать нотариусами, усилен контроль за отсутствием у кандидатов судимостей. Предполагается, что весь процесс допуска в профессию будут контролировать единые государственные квалификационные комиссии. Также планируется существенно ограничить институт замещения временно отсутствующего нотариуса. Немаловажные изменения коснутся осуществления контроля за нотариусами. Проверки будут носить комплексный характер и включать в свой предмет как делопроизводство, так и профессиональную деятельность. Предусматривается, что территориальные органы Минюста и Прокуратуры будут наделены правом обращения в суд с исками о прекращении полномочий нотариусов. Кроме того, планируется прекратить совместную компетенцию Минюста и Федеральной нотариальной палаты на принятие нормативных правовых актов.
Говоря о дальнейшем совершенствовании системы оказания бесплатной юридической помощи, Константин Чуйченко сообщил, что в 2024 году количество случаев помощи, оказанной только в рамках системы БЮП выросло на 38% по сравнению с 2023 годом.
Здесь одним из приоритетных направлений работы остается создание государственных юридических бюро. Это основной, наиболее эффективный участник системы бесплатной юридической помощи. На сегодняшний день госюрбюро созданы в 53 российских регионах, включая Луганскую Народную Республику и Херсонскую область. Бюро работают при любых чрезвычайных ситуациях, в том числе используя мобильные офисы на базе отечественных автомобилей «ГАЗель NEXT». Сейчас в России работает 53 таких автомобиля. Они уже совершили более 6 тысяч выездов.
Продолжает работу ведомственная информационная система «Правовая помощь», позволяющая быстро, качественно и своевременно оказывать бесплатные консультации в удаленном формате. С момента запуска в 10 пилотных регионах через систему оказано уже более 128 тысяч случаев БЮП. Количество посетителей важной части системы – информационного Портала ВПРАВЕ.РФ за 2024 год увеличилось более чем в пять раз.
«На основе ведомственной системы Минюст и Минцифры России обеспечат создание ФГИС «Правовая помощь». Она заработает в каждом регионе во взаимодействии с Порталом государственных услуг. Соответствующее поручение было дано Президентом России по итогам совещания с членами Правительства в октябре прошлого года», – сказал Константин Чуйченко.
В качестве ключевых задач в сфере взаимодействия с некоммерческим сектором Министр выделил снятие бюрократической нагрузки и упрощение административного регулирования.
Сегодня в России действуют более 219 тысяч НКО. Процедура их государственной регистрации активно переходит в электронный формат. Уже более 50% заявлений на регистрацию подаются через Портал государственных услуг. Это снижает финансовую нагрузку на НКО, освобождая их от уплаты госпошлины и оплаты услуг нотариуса при подаче документов.
Минюст России также подготовил законопроект, предусматривающий унификацию отчетности НКО и оптимизацию порядка её представления. В декабре 2024 года полноценно заработал ведомственный Портал для НКО. Сейчас на Портале опубликовано более 3,5 тысяч уставов, а также более 6 тысяч отчетных форм, представленных практически 4 тысячами НКО.
Важной задачей является формирование современной и эффективной системы судебной экспертизы. Судебно-экспертные учреждения Минюста России присутствуют на всей территории страны. Ежегодно они выполняют свыше 135 тысяч судебных экспертиз и экспертных исследований. В 2024 году в их практику были введены религиоведческая и этиковедческая экспертизы, а также исследование расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
В прошлом году в Москве было открыто новое здание Российского федерального центра судебной экспертизы. С помощью передового оборудования отечественного производства специалисты Центра могут проводить экспертизы по 72 различным направлениям.
Минюст России реализовал ряд социально значимых законодательных инициатив, направленных на совершенствование принудительного исполнения. Так, уже в этом году полноценно заработает общедоступный реестр лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов. Министр сообщил, что в 2024 году ФССП России обеспечила высокий рост взысканных алиментных платежей. На 1 января текущего года он составил 92 млрд рублей. Следующим важным шагом станет создание и функционирование реестровой модели исполнительного производства.
Константин Чуйченко подчеркнул значимость продолжения работы по гуманизации уголовно-исполнительной системы, а также её инфраструктурному развитию.
Здесь одной из ключевых задач является развитие сети исправительных центров. На сегодняшний день в них создано более 50 тысяч мест.
«В Государственной Думе сейчас рассматривается законопроект, в рамках которого предлагается назначать принудительные работы в качестве самостоятельного вида наказания. При этом более 60 санкций Уголовного кодекса дополняются принудительными работами, что позволит судам более широко использовать их в качестве уголовного наказания. Неоднократно отмечалось, что уровень рецидивной преступности осужденных к принудительным работам существенно ниже, чем после отбывания наказания, связанного с лишением свободы», – сообщил Константин Чуйченко.
На снижение уровня повторной преступности направлена работа по развитию института пробации. Уже составлено более 32 тысяч индивидуальных программ ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации. С 1 января 2025 года закон о пробации заработал в полном объеме. Для помощи лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, создаются центры пробации. Уже сейчас в регионах работают 36 таких центров.
Говоря о модернизации инфраструктуры УИС, Министр отметил необходимость скорейшего завершения проектных и изыскательских работ по строительству учреждения объединенного типа на 3 тысячи мест в Калужской области. В этом году также необходимо завершить строительство и ввести в эксплуатацию следственный изолятор на тысячу мест в Республике Татарстан.
Минюст России продолжает активную работу по линии международного сотрудничества в сфере юстиции. За прошедший год подписано 6 международных договоров.
«В рамках председательства России в БРИКС мы провели первое в истории объединения Совещание министров юстиции стран БРИКС. В ходе совещания был поддержан проводимый Российской Федерацией внешнеполитический курс в сфере юстиции, направленный на поддержание международного правопорядка, основанного на общепризнанных принципах и нормах международного права, суверенном равенстве государств и взаимном уважении. Все министры юстиции стран БРИКС выступили солидарно по вопросу необходимости создания международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС», – сказал Константин Чуйченко.
Особо важным направлением является построение «бесшовного» правового пространства в рамках Союзного государства. Так, в декабре прошлого года был подписан Договор с Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений российских и белорусских судов. Документ предусматривает, что с момента вступления его в силу российские и белорусские судебные решения будут исполняться сразу, без необходимости прохождения дополнительной процедуры выдачи экзекватуры.
Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь подписаны два важнейших международных договора, подготовленные Минюстом России. Это Соглашение о мерах по взаимной защите граждан от необоснованного преследования иностранными государствами и международными органами юстиции, а также Протокол к российско-белорусскому Договору о равных правах, позволяющий на обоюдной основе российским и белорусским гражданам, постоянно проживающим на территории другой стороны Договора, участвовать в выборах в её органы местного самоуправления.
Совместно с Республикой Беларусь также реализуется проект создания цифровой платформы в сфере оказания международной правовой помощи по гражданским делам.
В качестве одного из ярчайших примеров сотрудничества Министр привел Петербургский международный юридический форум. В 2024 году в нём приняли участие порядка 5 тысяч представителей юридического сообщества из России и 80 иностранных государств. Следующий XIII ПМЮФ состоится в Санкт-Петербурге с 19 по 21 мая.